рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Багет

♦ Багетная мастерская

♦ База

♦ Базилика

♦ Балюстрада

♦ Барабан

♦ Барбизонская школа

♦ Барельеф

♦ Барокко

♦ Баталист

♦ Батальный жанр

♦ Батик

♦ Белила

♦ Бидермейер

♦ Биеннале

♦ Бистр

♦ Блик

♦ Болонская школа

♦ Брешианская школа

♦ Бубновый валет

♦ Буклет

♦ Бульвар

♦ Бумага

♦ Бутафория

♦ Бытовой жанр

♦ Бюст

 

Багет (франц. baguette, baculum-палочка, прут). Деревянная окрашенная или позолоченная планка для изготовления карнизов, рамок для картин, зеркал и т. д. Деревянная основа багета может быть украшена дополнительным лепным гипсовым орнаментом, который окрашивается или золотится.

Багетная мастерская. Мастерская, где изготавливается багет.

База (франц. base, греч. basis шаг, стопа). В архитектуре - основание, подножие, нижняя опорная часть колонны или столба.

Базилика (лат. basilica, греч. basilike царский дом) 1. В Византии - дворец высшего духовника архонта базилевса. В древнеримской архитектуре- торговое и судебное здание. 2. Один из основных типов христианского храма в зодчестве Византии, Сирии, в архитектуре романского стиля и готики, Возрождения и барокко, использующийся христианами для собраний. Базилика – прямоугольное вытянутой формы здание, внутри разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн; более высокий средний (главный) неф освещается через окна, расположенных над кровлями боковых нефов. Перед входом в базилику обычно располагается поперечный притвор (нартекс), а в противоположном конце среднего нефа – полукруглый выступ перекрытой полукуполом апсиды. Базилика с разными по высоте нефами или с более высоким, но лишенным окон средним нефом называется псевдобазиликой. Базилики постепенно преобретали форму латинского креста.

Балюстрада (франц. balustrade). Перила, ограждающие балконы, лестницы, галереи, крыши, состоящие из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху плитой, балкой.

Барабан. В архитектуре циллиндрическая часть здания, служащая опорой купольному перекрытию.
 
Барбизонская школа. Основатели - группа французских живописцев-пейзажистов (Т. Руссо, Ж. Дюпре, Н.В. Диаз, Ш.Ф. Добиньи, К. Труайон), работавших в 1830–1860-е годы в деревне Барбизон, пригороде Парижа. Они стремились утвердить эстетическую ценность пленерной живописи (живописи в естественных условиях). В своих этюдах с натуры барбизонцы стремились передать естественное окружение, обыденные пейзажные мотивы, разные состояния природы, вибрацию света и воздуха. Живопись мастеров Барбизонской школы богата тончайшими валёрами, тональными и цветовыми нюансами. К Барбизонской школе были близки К. Коро и Ж.Ф. Милле, ее традиции повлияли на развитие всей пейзажной живописи.

Барельеф (франц. bas-relief низкий рельеф). Скульптурное изображение или орнамент, в котором выпуклая часть изображения выступает на плоской поверхности менее чем на половину объема изображенного объекта. Сюжетно изобразительный и декоративный барельеф – распространенный вид украшения архитектурных сооружений и произведений декоративного искусства; барельефы часто применяются также в оформлении постаментов памятников, в надгробно - мемориальных сооружениях, монетах, медалях, геммах.
   
Барокко (итал. barocco   вычурный, причудливый, странный) 1. Художественный стиль конца XVI - середины XVIII века, центром которой была Италия. Стиль барокко зародился в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Он получил широкое распространение во Франции и других странах Европы. Отличался от стиля Возрождения и от классицизма XVIII века. декоративной пышностью, динамическими и деструктивными сложными формами, живописной игрой света и тени, пышностью декора.

Баталист. Художник, изображающий батальные сцены.

Батальный жанр (от фр. bataille  битва). Батальная живопись. Жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов и парадов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику и пафос войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.

Батик (франц. batique набивной, лат. battuere бить). Многоцветная ткань, роспись которой выполнена ручным способом с использованием резервирующих средств. Первоначально батик появился у народов Индонезии. На ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику) наносится тонким слоем расплавленного воска рисунок, затем ткань погружается в сосуд с соответствующей ткани краской. Окрашиваются только части, не пкрытые воском. Процедура повторяется многократно, отдельно для каждого цвета. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе, в зависимости от выбранной техники, ткани и красок. Техники росписи ткани очень разнообразны. Батик "подражает" художественным приемам акварели, пастели, графики, витража, мозаики. В современных условиях приемы росписей значительно упростились в сравнении с традиционными техниками. Так все чаще используется набойка, то есть цветная печать с выпуклых печатных форм непосредственно на ткань, также много специальных средств, позволяющих расписывать различные детали одежды, предметы интерьера, картины на шелке даже новичкам в области оформления ткани. Однако батиком называется только техника с использованием резервирования при ручной окраске ткани. Горячий батик резервируется расплавленным воском, холодный с помощью резинового клея.

Белила. Белая минеральная краска. Употребляются свинцовые, баритовые, цинковые, титановые и метахоновые белила. Первые белила для масляной живописи - свинцовые белила. Они  пластичные и прочные, хорошо сохнут, кроющие и хорошо выдерживают атмосферные воздействия. Свинцовые белила имеют и недостатки: они ядовитые, со временем темнеют от сероводорода и становятся более прозрачными, желтеют на масле. Ближе к XIX веку появляются цинковые белила (окись цинка), которые вскоре заменяют свинцовые. Они более дешевые, безвредные, не ядовитые, светостойкие. Цинковые белила имеют свои недостатки: менее кроющие, не дают корпусного упругого слоя, не имееют механической прочности, сохнут хуже, плохо соединяются с маслом. В 1920 году появляются титановые белила. У них очень высокая кроющая способность, они не вредны и не ядовиты, совместимы со всеми кроющими красками. Все вышеперечисленные свойства способствовали быстрому распространению титановых белил.

Бидермейер, бидермайер (нем. Biedermeier). Стиль в искусстве Германии и Австрии начала XIX века. Название произошло от фамилии персонажа стихов немецкого поэта Л. Айхбродта "Biedermaiers Liederlust" и переводится как «простодушный, обывательский». Архитектура (главным образом отделка интерьеров) и декоративное искусство Бидермейера подражали формам ампира. Интерьеры были сбалансированы по пропорциям, с простыми формами и светлыми по цвету. Стены комнат и оконные ниши, окрашивали в светлые тона. Рисунок на занавесках и мебельной обивке был одинаковым, чаще с растительным орнаментом, сдержанным по рисунку и насыщенности. Архитекторы придали интерьеру бюргерский дух и домашний уют.  Излюбленный жанр живописцев Бидермейера (Л. Рихтер, К. Шпицвег, Г. Ф. Керстинг в Германии, М.фон Швиндт, Ф.Г. Вальдмюллер в Австрии) - бытовой, но и в других жанрах картины носят камерный характер. Для бидермейера характерно подробное изображение интерьера, старательно выполненные детали природы и быта. Полотна художников романтичны, задушевны и безмятежны. Карл Шпицвег писал простых обывателей, провинциальных людей, ведущих свой неторопливый образ жизни, почтальонов, кухарок, писарей. Картины Шпицвега пронизаны тонким юмором. Постепенно понятие «бидермейер» распространилось на моду, прикладное искусство, графику, интерьер, мебель. В прикладном искусстве наибольшее развитие получают роспись фарфора и стекла.

Биеннале (итал. biennale двухгодичный). Культурно-массовое мероприятие (выставка, фестиваль), проводимое регулярно, раз в два года.

Бистр (франц. bistre). Прозрачная акварельная краска темно-коричневого цвета, изготовленная из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем. При размывании водой образует широкую шкалу тональных градаций, поэтому используются художниками для рисования кистью и пером. Употреблялась европейскими художниками  XVI-XVIII веков для рисования кистью или пером. Особую популярность эта техника приобрела в искусстве Италии. В дальнейшем была вытеснена сепией и тушью.

Блик (нем. blick взор, взгляд). Отблеск, самое светлое пятно на поверхности объекта, где лучи света падают перпендикулярно. Блики располагаются на вершинах или в углублениях объекта, на месте стыка нескольких плоскостей. См. также светотень.

Болонская школа. Итальянская школа живописи с центром в городе Болонья. Произведения болонских живописцев уже в XIV веке выделялись острой характерностью и экспрессией образов, однако исторически понятие Болонская школа связывают прежде всего с одним из течений итальянской живописи эпохи формирования и расцвета барокко. Термин "Болонская школа" также связывают с основанием братьями Карраччи в Болонье Академии со своим уставом и доктринами. В ней обязательным подготовительным этапом к созданию живописных картин было изучение натуры. Художники Болонской школы конца 16–17 веков (братья Карраччи, Г. Рени, Доменикино, Гверчино), опирались на внешние художественные приемы мастеров Высокого Возрождения, создавая декоративно-эффектные композиции на религиозные и мифологические сюжеты. Болонская школа способствовала систематизации художественного образования. Станковые картины болонских живописцев и монументальные росписи (художники разрабатывали характерные для барокко типы алтарной картины) заложили основы европейского академизма. Со временем принципы школы превратились в догму и породили в творчестве ее последователей безразличную отвлечённость и безжизненность.

Брешианская школа, брешанская школа. Школа итальянской живописи XVI века с центром в городе Бреша, сложившаяся в эпоху упадка Возрождения. Художники Брешианской школы (А. Моретто, Дж. Савольдо, Дж. Б. Морони) испытывают влияние венецианской школы. Портреты Брешианской школы отличаются точностью психологической характеристики. В жанровых картинах и полотнах на библейскую тему отмечено вниманием к бытовым деталям.
Савольдо  Джованни Джироламо (около 1480 - после 1548), итальянский живописец эпохи Высокого Возрождения, работал в Бреши, Флоренции, Венеции, Тревизо. На творчество художника оказали влияние Джорджоне и Тициан. Произведения Савольдо, одного из основоположников брешианской школы , отличаются непосредственностью художественных образов, выразительной светотеневой лепкой. Колорит его полотен выдержан в краснокоричневых и золотистых тонах. Найболее известные его картины: "Св.Магдалина" (152? год, Национальная галерея, Лондон), "Венецианка" (1530 год. Картинная галерея, Берлин), "Крестьянин" (154? год. собрание Контини-Бонакосси, Флоренция).
А. Моретто в своих произведениях, часто органично соединяет разные жанры (портрет, пейзаж и бытовой жанр), придавая им камерность. Найболее известные его картины: "Аллегория веры" (152?год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), "Христос в Эммаусе" (1533 год, Брешия), "Портрет молодого дворянина" (1526, Национальная галерея, Лондон). Работы А. Моретто отличаются серебристо-светлым колоритом и спокойным ритмом.
Морони, Мороне , Джованни Баттиста (около 1525-1578), итальянский живописец эпохи Позднего Возрождения . Испытал влияние Л.Лотто, Тициана и А.Моретто, у которого учился в 1540-1549. Сдержанные по колориту портреты Морони отличаются проницательностью характеристики и простотой исполнения. "Портной" (156? год. Национальная галерея, Лондон).


«Бубновый валет». Творческое объединение художников-авангардистов, возникшее в 1911 году и взявшее название по одноименной претенциозной выставке, проходившей в Москве. В выставке принимали участие радикальные художники: М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, они же и составили ядро течения. Само название, «Бубновый валет», было предложенно Михаилом Ларионовым и вызывало у современников недвусмысленные ассоциации: На тюремной одежде каторжников со спины был нашит черный ромб (бубновый туз), а на карточном жаргоне «бубновый валет» означало «мошенник» и «плут». В состав объединения входили как московские живописцы, так и художники других городов России (в том числе и Санкт-Петербурга). Они противопоставляли свое творчество укоренившимся консервативным живописным традициям того времени (академизму, передвижничеству, модерну и т. д.). В 1912 произошел раскол «Бубнового валета» и группа художников во главе с  М.Ф. Ларионовым и Н. С. Гончаровой вышли из его состава. Они организовали выставки: «Ослиный хвост» и «Мишень». Оставшиеся живописцы: П.П.Кончаловский, А.В. Куприн, А.В. Лентулов, И.И. Машков, А.А. Осмеркин, В.В. Рождественский, Р.Р. Фальк в своих поисках опирались на творчество П. Сезана, А. Матиса и ранних кубистов. Художники стилизовали предметы, нарочито грубо или упрощенно моделируя их форму фактурным красочным слоем. Художники рисуют в разных жанрах, отдавая предпочтение портрету, пейзажу и натюрморту. «Бубновый валет» распался в 1917 году.

Буклет (франц. bouclette разворот, раскладушка). Форма печатного издания в виде листков, складываемых и разворачиваемых по параллельным сгибам без переплета. Буклет раскладывается как ширма.

Бульвар (франц. boulevard, нем. Bollverk бастион, городской вал). Аллея из деревьев или кустарников посреди улицы; широкая улица, обсаженная деревьями. Бульвары возникли на месте старых крепостных валов, отсюда и происходит название.

Бумага (итал. bombagio бумажный, лат. bombacium шелковый). Волокнистый материал в виде листов для письма, печатанья, рисования, упаковки,а также для других целей (рулонная, листовая бумага, газетная бумага,типографская бумага, писчая бумага). Бумагу получают из целлюлозы, из растений (хлопок), а также из вторсырья (тряпья и макулатуры). Растительные волокна специальным образом обрабатывают, полученную жидкую массу соединяют с минеральными (каолин, мел) и проклеивающими веществами. Цветная бумага состоит из волокон, в которые дабавляют красители. Бумага для акварели должна быть высшего качества, она изготавливается из хороших полотняных тряпок. Лучшей акварельной бумагой считается английская (Ватмана и Гардинга). Поверхности бумаги придают различную степень шероховатости или зернистости, например ватманская бумага бывает трех степеней зернистости.Французская крупнозернистая бумага (papier torchon) используется для акварелей больших размеров; бумага demi torchon- средней зернистости. Кроме отличия по роду и величине зернистости, сорта бумаги отличаются и толщиной. Бумага для акварели всегда проклеена - бумага Гардинга - меньше, чем Ватмана.Французская бумага а la forme, рекомендуется из-за особого рода шероховатости. Английская бумага Кресвик, хорошо проклеена, зернистая. Хорошая бумага выдерживает многократное общее смачивание и покрывание краской поверхности в несколько слоев. Некачественная бумага быстро теряет свою зернистую поверхность, "скатывается", и быстро портится. Перед работой листы бумаги предварительно смачиваются, затем натягиваются и наклеиваются краями на доску или защемляются специальной рамкой.

Бутафория (итал. buttafuori вышедший из употребления). 1. Предметы, макеты, имитирующие настоящие. Бутафория примняется на сцене театра, в кино, витринах магазинов, музеях, при создании Рождественских вертепов. Живописцами бутафория используется для рисования с натуры. 2. Подделка, мишура, показная роскошь.

Бытовой жанр. Жанр изобразительного искусства, посвящённый жизненному укладу, повседневной жизни, часто современной художнику. К бытовому жанру относятся бытовая (жанровая) живопись, графика и скульптура, преимущественно небольших размеров. Бытовые сцены оформились в отдельный жанр искусства в эпоху средневековья.

Бюст (франц. buste, лат. bustum погрудное изображение, место кремации, надгробный памятник). Скульптурное изображение головы или верхней части тела человека (по грудь или по пояс). Появился (первоначально как герма, посмертный или надгробный образ) в древнеегипетском и древнегреческом искусстве, окончательно сложился как особый вид скульптурно-портретной пластики в Древнем Риме, где в его композицию была включена подставка. Получил широкое распространение в искусстве Возрождения, барокко, классицизма и нового времени (Донателло, Дезидерио да Сеттиньяно, Л. Бернини, Ж.А. Гудон, О. Роден и др.).