рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Лавис

Лавр, Лавровая ветвь, Лавровый венок

Лаки, Лак

Лакировка

Ландшафт

Ластик

Латенская культура

Левкас

Леда

Лепка

Лессировка

Лик

Лиловый цвет

Линия

Линия горизонта

Литограф

Литография

Литье

Лицей

Лоджия

Лубок

Лунный камень

Льняное масло

Люстра

 

Лавис (фр. lavis размывка) 1. Способ гравирования (разновидность техники офорта), при котором рисунок наносят на медную пластину непосредственно кистью, смоченной кислотой. Изображение, возникающее при печати по характеру мазков близко к акварели. 2. Оттиск, полученный с такой пластины. 3. В рисунке Лавис- техника заливки сепией или бистром посредством кисти. Заливка выполняется в два- три тона.

 

Лавр, Лавровая ветвь, Лавровый венок (лат. Laurus  род вечнозелёных деревьев или кустарников семейства лавровых, произростающих преимущественно в Средиземноморье) Листья используют в качестве ароматической приправы. Из плодов лавра получают жирно-эфирное масло, применяемое в некоторых странах в медицине, ветеринарии и мыловарении. Лавровая ветвь благодаря своим ароматическим свойствам с глубокой древности вошла в культуру, ей придавали магические свойства. Лавровый венок и лавровая ветвь в древнем Риме— символы славы, победы, величия, могущества. Лавровая ветвь знаменовала установление мира. Лавровый венок являлся наградой победителям в воинских сражениях (будь то императоры или рядовые солдаты), спортивных, поэтических и прочих состязаниях. Происхождение слова "лауреат" связано с лавром. Лавровая ветвь и лавровый венок часто встречаются в изображениях античности, классицизма и ампира в качестве атрибута аллегорических фигур.

 

Лаки, Лак (нем. Lack, франц. laquer  приглаживать, покрывать). 1. Растворы смол в различных растворителях до жидкой или полужидкой консистенции. Покрывные лаки используются для создания защитного слоя на живописном полотне путем нанесения тонким слоем на поверхность просохшей картины. Просыхая, лаки покрывают твердой блестящей пленкой какую-нибудь поверхность, хорошо противостоящей различным внешним физико-химическим воздействиям.Такие лаки состоят в основном из натуральных и искусственных смол растворенных в очищенном от примесей растворе терпентина. За счет добавления отбеленного пчелиного воска они высыхают, образую матовую пленку. Лаки имеют охристый, желто-коричневый, темно-коричневый цвет. Лак для живописи разжижает краски, способствует более равномерному и одновременному их просыханию, уменьшает прожухание красок и увеличивает сцепление красочных слоев друг с другом. Лак способствует тому, чтобы объём пастозных мазков оставался без изменения, увеличивая их твердость. В лиссеровочных слоях лак для живописи придает краскам большую прозрачность и насыщенность цветового тона. Термин: "покрыть лаком". 2. Художественные изделия из дерева, папьемаше или металла с покрытием из такого раствора. Русские художественные лаки.

 

Лакировка. Техника покрытия различных материалов тонким слоем лака, используя кисти, пульфон или пульверизатор. Лакировка применяется с целью придания поверхности блеска, а также предохранения поверхности от воздействий окружающей среды.

 

Ландшафт. (нем. Landschaft, вид местности, от Land   земля и Schaft   вид, взаимосвязь). 1. Ландшафт - территория, окружающая среда, её климатические и географические условия. Ландшафт - административно-территориальное понятие 2. Ландшафт - общий вид, панорама какой-либо местности (в живописи- пейзаж, ведута). Впервые слово ландшафт встречается в IX веке в манускриптах Фульдского монастыря в Германии. Они использовали слово Ландшафт для придания ему значения: «священная земля», «земля обетованная». В XVI веке развивается ландшафтная (пейзажная) живопись. Сейчас термин «ландшафт» употребляется в географии (географический ландшафт) , в экологии (ландшафтная экология), дизайне (ландшафтный дизайн).

 

Ластик (лат. elasticus   упругий, тянущийся). Стирательная резинка «стёрка». Резинка для стирания карандаша и других графических материалов (сепия, сангина, соус, уголь).

 

Латенская культура. Культура кельтских племён (галлы, бритты, гельветы и т. д.), обитавших во второй половине I тысячелетия до н. э. на территори Центральной и Западной Европы (Франция, Швейцария, Испания), а также получившая распространение на Балканах, Британии и Ирландии. Латенская культура — кельтская археологическая культура, являющаяся продолжением Гальштатской культуры в западных регионах, этапом в распространении изделий из железа. Латенская культура иногда называется вторым железным веком. Латенская культура получила наименование по селению Ла Тен в Швейцарии, неподалёку от Нёвшателя и Нёвшательского озера, где было воздвигнуто укрепление кельтского племени гельветов.

 

Левкас. (греч. levkas   фон, основание). В искусстве - грунт под роспись. В древнерусской иконописи грунт изготовлялся из мела и клея. Левкас для древнерусских фресок представлял собой смесь из мела и глины, размешанный на животном или рыбьем клеях, поверх которого наносится слой извести с различными органическими наполнителями. Наносится несколькими слоями на специально обработанную доску. Левкас прочнее, если наносимые слои тоньше и равномернее. После высыхания левкас шлифуется до гладкой поверхности. В Древней Руси левкас шлифовался стеблями хвоща. Современный левкас шлифуется наждачной бумагой.

 

Леда. (греч. Leda) — в древнегреческой мифологии дочь царя Фестия из Этолии. Зевс на реке Еврот овладел ею в образе лебедя. Сюжет получил широкое распространение в искусстве Возрождения и классицизма.

 

Лепка. (ст. слав.   лепити, греч. Lipos   клейкий, липкий). Придание формы мягкому пластическому материалу (пластилину, глине, терракоте и др.) с помощью рук и инструментов. Лепка - приём станковой и декоративно-прикладной скульптуры. Лепка применяется для создания как мелкой пластики, так и монументальных скульптур.

 

Лессировка (нем. Lasierung   глазурь, Lasieren   подкрашивать, Lasur   синий камень, франц. Glacer   глазировать, глазурь, глянец). Техника живописи, которая используется для получения глубоких цветовых тонов, путем нанесения тонких, полупрозрачных красочных слоев поверх корпусной живописи. Лессировка была открыта художниками в конце XVI века. Лессировки используются в классической и академической живописи, а так же в строительстве и промышленном дизайне.

 

Лик (слав. лице - щека, лицо, облик). 1. Облик, обличие, внешний вид, образ человека, изображение. 2. Лик - часть иконы, изображающая лицо, образ святого, лик ангелов. Лик - изображение лица святого на иконе.

 

Лиловый цвет (нем. Lila, франц. lilas   сиреневый, арабск. lilak   сирень) - цвет сирени. Сиреневый или фиолетовый цвет.

 

Линия (лат. linea льняная нить). Выразительное изобразительное средство в живописи и рисунке. Линия возникает путем нанесенея ее на изобразительную поверхность рисующими графическими или красочным материалами. Линия всегда имеет толщину, контрастность и фактуру. В изобразительном искусстве является границой, контуром какой-либо поверхности и окружающего пространства. Линия также используется как средство для передачи обьема изображаемого обьекта, глубины и прстранства.

 

Линия горизонта. См. Горизонт.

 

Литограф. Мастер литографского дела, рисовальщик на камне и техник, подготавливающий его к печатанию и производящий с него печать.

 

Литография. (греч. Lithos камень и grapho пишу) 1. Способ печатания, при котором рисунок наносят на плоскую поверхность специального камня (известняка) жирной литографской тушью, чернилами, карандашом особого состава или иглой, а пробельные участки увлажняют и делают таким образом невосприимчивыми к краске. Затем создают отпечатки написанного. Поверхность известкового камня, на которой уже нанесен рисунок, принимает на себя, будучи предварительно увлажнена водой, жирную печатную краску только в тех местах, где находится этот рисунок. Лучшие сорта этого камня, отличаются плотностью, мелкозернистостью и одноцветностью. Камню придается вид четырехугольной плиты. Та его сторона, на которой предстоит литографировать, гладко шлифуется песком с водой, а затем полируется пемзой. Печатать с камня можно не только черной, но и цветной краской. Хромолитография - искусство производить многоцветные эстампы. Хромолитографические подражания живописи масляными красками называется олеографией. У хромолитографского производства, в отличии от литографского, более сложный процесс. Литография применяется для исполнения художественных эстампов; в других случаях заменяется офсетной печатью. 2. Оттиск с литографской печатной формы. 3. Предприятие или цех специализирующийся на печатании литографским способом. 4. Вид графического искусства. Литографский камень. Литографический портрет.

 

Литье (греч. Liebo). Способ художественной отливки произведений из материалов: металлов, полимеров, которые в расплавленном состоянии заливаются в заранее изготовленные формы или модели из глины, гипса и т. д. Для литья используются металлы: золото, серебро, бронза, медь, чугун, алюминий, а также полимеры: резины, силиконы.

 

Лицей (греч. Lykeion название рощи при храме Аполлона Ликейского, где Аристотель занимался обучением своих учеников). Привилегированное учебное заведение начальной и средней ступени образования, в задачи которого входит специализированная подготовка старшеклассников к поступлению в вузы.

 

Лоджия (итал. loggia помост, площадка). В архитектуре итальянского Ренессанса и европейского классицизма - углубленное помещение, ниша открытая с одной или нескольких сторон, где стену заменяют колоннада, аркада, парапет. Лоджия — это модифицированный балкон, как правило, встроенный в стену, в отличие от выступающего балкона.

 

Лубок Вид изобразительного искусства: лубочные, народные картинки, народная самодеятельная гравюра. Лубок - фольклорная картинка, распространенная на Руси с XVII века. Лубок включал в себя графическое изображение и пояснительную юмористическую или иносказательную надпись. Изображение зачастую раскрашивалось от руки. Лубок имел декоративное назначение. Лубок являлся видом народного творчества. Некоторые профессиональные художники, использовали и продолжают использовать элементы лубочного творчества. Для лубка характерны простота техники, лаконизм художественных образов, яркие цвета.

 

Лунный камень Полудрагоценный камень, минерал кристаллической структуры, обладающий светло-голубыми внутренними переливами и слабой люминесценцией.

 

Льняное масло. Для производства художественных масляных красок наиболее популярно льняное масло. Льняное масло желтеет без света. Если выставить пожелтевшую картину на свет, она постепенно вернет свой изначальный цвет. Рафинированное льняное масло устойчивее к пожелтению, но оно делает красочный слой более хрупким.

 

Люстра (фр. lustre). Осветительный прибор, подвесной потолочный светильник, предназначенный для освещения закрытых помещений, который впервые появился во Фландрии в XIV веке. Происхождение формы люстры связано с формой канделябра. Изначально в качестве источника света использовались свечи, которые в современном мире заменили на более удобные в использовании лампы накаливания и люминесцентные лампы. Люстра представляет собой рожки, расположенные вокруг центра.