рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Радуга. Радужная окраска

Раковина. Ракушка

Ракурс

Рама

Раннее Возрождение

Распятие

Растворитель

Реализм

Резцовая гравюра

Рельеф

Рембрандт

Ренессанс. Возрождение

Репродукция

Реставрация

Ретабло. Ретабль

Ретушь. Ретуширование

Рефлекс

Ривьера

Ризница

Римская мозаика

Рисунок

Ритм

Рифма

Рог

Рог изобилия

Родонит

Родос

Рождество

Роза

Розетта. Розетка

Рококо

Романский стиль

Романтизм

Роспись

Ротонда

Рубин

Руина. Руины

Русалка

 

Радуга. Радужная окраска. 1. Радуга (слав. radoga от radъ - радеть, веселеть, радоваться, проясняться). Атмосферное оптическое и метеорологическое явление, состоящее из всех цветов спектра. У разных народов радуга имеет свое значение. В Древней Греции радуга - дорога богини Ириды, посредницы между мирами богов и людей. В скандинавии радуга - мост соединяющий мир людей и мир богов. У славян радуга пьет воду из водоемов и потом проливается дождем. В Древней Индии радуга - лук бога Индры, бога громовержца. 2. Радужная окраска. Многоцветная окраска какого-либо объекта, включающая в себя все цвета спектра. Радужная окраска появляется на чистой поверхности нагретой стали или вороненного металла. В природе встречается радужная цветовая окраска на поверхностях некоторых минералов. В результате иризации стекла, на масляной или мыльной поверхностях также может возникнуть радужная окраска. На ее возникновение влияют время и температура выдержки металла, освещение, степень рассеивания отраженного света и др. факторы.

 

Раковина. Ракушка. Наружная твердая скелетная оболочка, защищающая тело беспозвоночных моллюсков. Раковины (ракушки) моллюсков используются для изготавления емкостей, сосудов, музыкальных инструментов, шкатулок и ювелирных украшений. Перламутр раковины применяется для декорирования и инкрустации небольших поверхностей предметов. Раковины (ракушки) крупных моллюсков служили предметом изображения в полотнах художников Возрождения и носили символическое значение. Мифологический мотив рождения Венеры из морской пены был очень популярен среди художников и раковина моллюска была основным символом Венеры (Сандро Боттичелли «Рождение Венеры»). Также морская раковина являлась символом и других морских обитателей (Рафаэль Санти «Триумф Галатеи»).

 

Ракурс (франц. raccourci – сокращение, укорачивание). 1. Перспективное, зрительное, кажущееся сокращение удаленных объектов или частей объекта в сравнении с близлежащими. 2. В изобразительном искусстве ракурс - изображение форм предметов или объектов в сильном перспективном сокращении. Ракурс, вследствие необычной точки зрения (высокий или низкий горизонт), положения натуры в пространстве, изменяет привычные силуэты и формы. При изображении человека, ракурс помогает передать динамику движения, вместе с тем усиливая иллюзию глубины пространства в картине. В портрете ракурс - положение голова натурщика: фас, анфас, профиль..

 

Рама. Багет, обрамление - двухмерная или трехмерная деревянная, картонная, пластиковая или металлическая конструкция, с жесткими соединениями между составляющими ее элементами. Рама служит для оформления края картины, графического листа, гобелена, пано и т. д. Рама придает картине цельность и завершенность, создает дополнительный эффект глубины изображения, маскирует толщину основы, профиль рамы придает интерьеру стилистическое единство.

 

Раннее Возрождение. Период в развитии изобразительного искусства в Италии с 1420 по 1500 года и является переходным периодом от средневекового с романскими и готическими традициями искусства к Высокому Возрождению. Художники, скульптора начинают вводить элементы эллинской классической культуры.

 

Распятие. 1. Казнь Иисуса Христа через распятие. 2. В христианском искусстве (скульптура, рельеф, фреска, мозаика, роспись, картина)- композиция изображающая момент самого распятия Иисуса Христа. Православное распятие изображает Христа распятым на кресте, прибитым четырьмя гвоздями, с открытыми ладонями. В православной церкви используются только деревянные распятия, так как Восточной Церковью запрещены все скульптурные изображения святых и распятия. Католическое Распятие изображает Иисуса Христа со скрещенными и пробитыми одним гвоздем ступнями. Скульптурное изображение распятого Христа является одним из символов западной церкви.

 

Растворитель. Вещество, растворяющее в себе какое-либо другое вещество. Основное его назначение — растворять и разбавлять лакокрасочные материалы.

 

Реализм (лат. realis - вещественный, действенный). Направление в искусстве, ставящее целью объективно-предметное воспроизведение окружающей действительности во всех ее характерных проявлениях. Реализм воспроизводит бытовые и психологические явления, максимально приближенных к реальности, используя различные стилистические возможности и средства искусства. Реализм - набор художественных средств, позволяющих реалистично изображать визуальные формы предметов, объектов и явлений действительности. Реализм представлен в различных жанрах - натюрморт, пейзаж, сюжетная картина, портрет, ню.

 

Резцовая гравюра В изобразительном искусстве - одна из разновидностей гравюры на металле. Резцовая гравюра использовалась также в ювелирном искусстве. На металлической пластине с помощью штихеля (тонкий стальной резец) прорезаются элементы печатной формы. Для техники характерно сочитание ритмично закомпонованных линий с четкими, тонкими, моделирующими форму штрихами. Резцовая гравюра наибольшего расцвета достигла в странах Западной Европы в XV - XVI (А. Дюрер - Германия, А. Мантеньи - Италия, Л. Лейденский - Нидерланды и т. д.).

 

Рельеф (франц. relief, итал. relevo– поднимаю). Вид скульптуры, в котором изображение создается посредством объемных форм, выступающих над плоскостью фона, в отличие от круглой скульптуры. Скульптора в рельефе воспроизводят многофигурные сцены мифических и исторических сюжетов. Благодаря возможности передачи глубины и пространства композиции разворачиваются на фоне архитектурных и пейзажных мотивов, создавая иллюзорный объем. Рельеф обычно изготовляется из камня, глины, металла, дерева с помощью лепки, резьбы и чеканки. Различают различные виды рельефа: барельеф (выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, менее чем на половину объема), горельеф (высокий рельеф: изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема), контррельеф (углубленный рельеф), койланоглиф (вырезанный на плоскости контур).

 

Рембрандт Харменс ван Рейн (1606—1669). Нидерландский художник, график и гравер (смотреть подробную информацию).

 

Ренессанс. Возрождение (фр. renaissance, итал. rinascimento, возрождение, заново рожденный). Эпоха в развитии культуры Италии и всей Европы XIV- XVI веков. Ренессанс пришел на смену культуре Средних веков и носил более светский характер. Ренессанс знаменовал повышенный интерес к творческой личности человека и его деятельности, сочетание материального и духовного. Особый интерес для художников и скульпторов представляла античная культура, таким образом произошло «возрождение» античных форм, в которые вкладывалось совершенно новое содержание. В эту эпоху существовали различные художественные стили и направления, школы и мастерские, возводились новые архитектурные постройки, скульптурные произведения становятся более естесственными, пишутся фрески, появляется станковая живопись. Ренессанс - переломный этап в развитии искусства, так как возникает понятие «свобода творчества» и художники могут отойти от шаблонов и канонов средневековья и выбирать свой собственный путь развития. 2. Ренессанс - высшая точка развития какого-либо художественного стиля или исторического периода развития искусства.

 

Репродукция (лат. re - повторное, возобновляемое, воспроизводимое действие и лат. produco — произвожу). Воспроизведение какого-либо изображения или материального объекта (рисунок, картина, чертеж, фотоснимок и т. д.) посредством фотографии и последующей полиграфии. Репродукция является средством популяризации материальных и духовных ценностей человечества. При тиражировании необходимо сохранить максимальное сходство с внешним видом объекта. Поэтому важна как хорошая полиграфия, так и факторы и условия освещения при которых фотографируется объект: чтобы он был освещен равномерно, все цвета и формы были переданы точно и не было видно ненужных бликов и следов вспышки. Репродукция картины, в отличие от копии картины, выполняется на другом материале, посредством печати.

 

Реставрация (лат. restavratio - восстановление, re - повторное, возобновляемое, греч. stoja - ставить, устанавливать). Процесс восстановления, возвращения первоначального вида поврежденных внешними факторами или искаженными последующими переделками предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры (реконструкция сооружений) и скульптуры. Существует несколько видов реставрации. Русская и европейская реставрационные школы имеют принципиальные различия в подходе к процессу реставрации, но его основная цель - восстановить утраты и внешний вид объекта (дефекты, разрезы, царапины, сколы, удары, разломы, старение основы и т. д.), законсервировать и сохранить текущее его состояние. Консервация объекта может быть как отдельным этапом реставрации, так и ее основным методом. Коммерческая реставрация подразумевает восстановление функциональности объекта. Музейная реставрация консервирует объект, порой сохраняя участки переписей и доделок более позднего времени. Расчистка верхних слоев производятся с крайней осторожностью.

 

Ретабло. Ретабль (исп. retablo, лат. reto - за, позади и tabula - доска). 1. В католическом храме запрестольный образ больших размеров, выполненный чаще всего из резного дерева, алебастра, гипса или мрамора, которые раскрашивались и покрывались сусальным золотом. Ретабло возник в середине XIV века в Испании. Ретабло - сложная архитектурно-декоративная композиция, включающая архитектурное обрамление, скульптуру, роспись. 2. Ретабло. Ретабль - запрестольная композиция с более крупным изображением в центральной части: Мария с младенцем, святые или евангельские сцены. Боковые поля и подножия ретабло заняты небольшими композициями с фигурами святых, сценами их бытия, сюжетами из жизни Христа и Страстей Христовых.

 

Ретушь. Ретуширование (лат. retouche — приведенние в порядок, подправление, подчистка). 1. Редактирование изображений - изменение оригинала изображения путем подрисовки, уточнения деталей, добавления цвета, усиления тона. Ретуширование производится классическими (на оригинале) или цифровыми методами. 2. Ретушь - угольный карандаш, с помощью которого достигается тонкая моделировка формы и матовый тон.

 

Рефлекс (от лат. reflexus – обращенный, отраженный). В живописи и рисунке отражение лучей цвета и света в тенях предмета, возникающий в результате попадания на этот предмет отсветов от окружающих объектов. В изобразительном искусстве используют цветовые и тональные рефлексы для передачи объема и формы предметов, многообразия цветовых и тональных оттенков, взаимосвязей с окружающей средой.

 

Ривьера (франц. riviere - река) 1. Ювелирное украшение, ожерелье из драгоценных камней, плотно подогнанных друг к другу. Название «ривьера» возникло благодаря возникающим ассоциациям со сверкающими потоками воды 2. Ривьера - французско-итальянское побережье от Канн до Специи на востоке. Французская часть называется «Лазурный Берег» Французская Ривьера. Итальянская Ривьера. Австрийская Ривьера. Ривьера г. Сочи и т. д.

 

Ризница. Ризохранилище, место в алтаре или особое помещение при православном храме для хранения богослужебного облачения священников (в том числе риз), церковных реликвий и утвари.

 

Римская мозаика. Вид мозаики распространенный в Италии в XVI-XVII веков. Римская мозаика была позаимствована из мастерских Рима, с чем и связано название. Набирается из мельчайших кубиков смальты, что позволяет достигать тонких и точных тональных и цветовых переходов, имитируя живописные произведения. Чем меньше модуль мозаики, тем выразительней изображение. Римская мозаика требовала большого труда и времени, поэтому высоко ценилась. В технике римской мозаики исполнялись декоративные композиции, пейзажи, натюрморты, также изображались птицы, рыбы, животные.

 

Рисунок. 1. Нарисованное изображение на плоскости, созданное средствами графики, воспроизводящее что-либо. 2. Совокупность графических элементов в картине, в противоположность колориту, краскам. Рисунок может выполняться как самостоятельное графическое произведение либо как вспомогательное средство для живописных, графических, скульптурных, архитектурных работ. Рисуннок - вспомогательное средство художника для изучения натуры (наброски, штудии), для поиска композиционных решений графических, живописных и скульптурных произведений (эскизы, картоны). Подготовительный рисунок под живопись.

 

Ритм (греч. rhythmos - движение, размеренность, такт, стройность, соразмерность). Чередование каких-либо неодинаковых элементов (звуковых или визуальных), происходящее с определенной последовательностью, частотой. Упорядоченная композиционная форма возникает благодаря периодически повторяющимся акцентам, создающим особый ритмический рисунок. Ритм является одним из основных объединяющих средств в искусстве.

 

Рифма (греч. rhythmos - движение, размеренность, такт, стройность, соразмерность). 1. Средство организации формы в искусстве (музыка, поэзия, изобразительное искусство). 2. Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов в стихотворной форме. 3. Рифма в изобразительном искусстве - визуальное повторение одинаковых элементов в очертаниях другой формы, придавая композиции законченность и цельность.

 

Рог. Материал для изготовления изделий прикладного искусства, декоративной резьбы. Из рога изготавливались гребни, шкатулки, мундштуки, пороховницы, табакерки, пуговицы и др. Рог использовался в качестве емкости для употребления вина и других алкогольных напитков, были широко распространены у фракийцев, скифов, сарматов, кельтов, в германских племенах, в античном мире, у народов Кавказа.

 

Рог изобилия. Символ изобилия, счастья и богатства, атрибут Диметры -богини плодородия и процветания. Излюбленный мотив многих скульпторов и художников. Изображается большей частью изогнутым с широким раструбом, наполненным цветами и плодами. Рог изобилия часто изображается в руках Плутоcа, Фортуны и Геи. В архитектуре изображается в сочетании с различными элементами строений: на капителях, на карнизах, над сводами и арками, под окнами и над дверными прооемами и т. д. Рог изобилия часто используется в геральдике.

 

Родонит (греч. rhodon - роза). Природный минерал, силикат марганца, кристаллы или массы насыщенного розового цвета образовавшиеся в результате контакта магмы с осадочными породами, богатыми марганцем. Родонит используется в качестве облицовочного и поделочного камня.

 

Родос (греч. Rhodos) 1. Остров, расположенный на юго-востоке Греции. Период расцвета пришелся на III век до н. э. Здесь был сооружен Колосс Родосский - статуя бога Гелиоса, одно из семи чудес древнего мира. 2. Родос - название керамических изделий XVI-XVII веков, распространявшиеся через торговые порты острова Родос.

 

Рождество. 1. Христианский праздник, который празднуется католической церковью 25 декабря, православной церковью 7 января. В этот день в Вифлееме от Девы Марии родился Богомладенец, Сын Божий Иисус Христос. Мария и Иосиф жили в Сирии, где по приказу императора, все должны были пройти перепись населения, но только в своем городе. Мария и Иосиф отправились в Вифлеем и неподалеку от города в пещере-вертепе родился Иисус Христос. Его положили в ясли, куда кладут корм для животных. Первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, узнавшие о рождестве от явившегося им ангела. По евангелию от Матфея, на небе была явлена чудесная звезда (Вифлеемская звезда), указавшая волхвам путь к младенцу Иисусу . Они преподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. Эти дары имели свою символику: золото приподнесли как дань Царю, ладан как Богу, а смирну как человеку, которому предстоит умереть (смирной по обычаю помазывали умерших). 2. Сюжеты в христианском искусстве: рождество Богородицы (Девы Марии) от Иоакима и Анны; Рождество Христово - сверхъестественное рождение Иисуса Христа от Девы Марии.

 

Роза (франц. rose, лат. rosa). 1. В готическом и романском искусстве - большое круглое окно, рассположенное на главном фасаде кафедрального собора, иногда на обоих фасадах трансепта. Композиционно переплет расчленен на части в виде звезды или цветка по принципу радиальной симметрии и украшен витражными разноцветными стеклами, что придает дополнительное сходство с цветком. 2. Сальватор Роза (Salvator Rosa) — итальянский живописец, гравер, поэт и музыкант.

 

Розетта. Розетка (от фр. rosette, буквально «розочка»). В архитектуре - декоративный орнамент в виде радиальных симметрично расположенных одинаковых по форме лепестков цветка или нескольких листьев. Розетта как элемент растительного орнамента встречается уже в античности. В искусстве романского стиля, Ренессанса, классицизма и ампира рельефные розетки и розетты в виде росписи гризайль декорировали середину кессонов, на сводах архитектурных сооружений. Розетты получили распространение в азиатском искусстве.

 

Рококо (франц. rococo вычурный, причудливый). «Стиль Людовика XV» Художественный стиль в архитектуре и декоративном искусстве Франции , начала и середины XVIII века. Рококо в архитектуре характеризуется изысканным сложным по форме и ассиметричным орнаментом. Архитекторы западной Европы, проектировавшие здания в стиле рококо: Г.В. Кнобельсдорф, И.Б. Нёйман, отчасти М.Д. Пёппельман. В изобразительном искусстве рококо преобладают пасторальные, мифологические и чувственные сюжеты, действия в которых развиваются на лоне природы. Герои картин, будь то пастушки или аристократы идеализированны и романтичны. Развивается идея единства человека и природы. В колорите полотен рококо преобладают светлые чистые цвета (пастельные тона) от серебристых до голубых, и от золотисто-охристых до розовых оттенков. Самые известные живописцы стиля рококо: Жан Оноре Фрагонар, Никола Ланкре, Франсуа Буше.

 

Романский стиль (лат. Romanum - римский). Художественный стиль европейского средневековья X-XII веков. Романский стиль тесно связан с античной римской культурой, откуда и произошло название. Романский стиль характеризуется подчеркнуто суровой простотой, монументальностью в крепостного вида архитектуре. Лаконичные стены декорировались простыми по формам рельефами. Внутренние части здания были перекрыты тяжелыми сводчатыми арками, подддерживающимися массивными колоннами. Монастыри и замки располагались на возвышенных и труднодоступных местах, нередко окруженных водой или рвом. Романский стиль в изобразительном искусстве был представлен монументальной живописью и монументальной скульптурой религиозного характера, носившие символический характер. Фигуры стилизовались и были выполнены условно или плоскостно-декоративно. Наибольшего развития достигли книжная миниатюра и декоративно-прикладное искусство.

 

Романтизм (франц. romantisme, лат. romanum – римский). 1. Направление в развитиии европейского и американского искусства конца XVIII - первой половины XIX века, взявшее за основу классическое античное искусство и искусство средневековья. Художественные произведения носили яркую эмоциональную окраску, в картинах изображались идеальные герои на фоне бурно развивающихся действий. Романтизм знаменовался новым взглядом на композиционный строй картины, ее колорит, пластику человека. Самые распространенные сюжеты были на аллегорическую и мифологическую тему. Наиболее яркие представители романтизма в изобразительном искусстве - Теодор Жерико и Эжен Делакруа. 2. Романтизм - романтический стиль в разных видах искусств и в творчестве. Подразумевается возвышенный, мистический взгляд на окружающий мир.

 

Роспись. 1. Декорирование поверхности при помощи красок, наносимых кистью или пульверизатором. Встречаются разные виды росписей: роспись по ткани (например, батик), роспись по дереву (например, городецкая роспись), роспись на стене (например, фреска), роспись по металлу, стеклу и т. д. 2. Роспись - уникальная личная подпись, написанная от руки, включающая в себя набор определенных символов (например, инициалы человека, несколько букв его имени или фамилии и т. д.).

 

Ротонда (итал. rotonda, лат. rotunda — круглая). В архитектуре - круглое в плане сооружение, обычно окруженное колоннадой и покрытое куполом. Ротонда встречается среди построек Древней Греции (без купола: толосы или моноптеры), Древнего Рима, эпохи классицизма, эпохи Возрождения и т. д.

 

Рубин (лат. rubens, rubinus — красный; устар. сардис). Минерал, разновидность корунда, имеющий ярко-красную окраску (рубиновый цвет), которую ей придает соединения хрома. Прозрачный рубин является драгоценным камнем. Рубины используется для изготовления ювелирных изделий.

 

Руина. Руины (лат. ruine падение, развалины). 1. Останки бывших архитектурных сооружений. Руины могли использоваться в качестве материала для возведения новых сооружений. Нередко руины служили как каменоломня или источник материала для других построек. В современном мире руины представляют историческую и культурную ценность и охраняются государством, на территории которого они располагаются. 2. Руина в архитектуре эпохи классицизма и романтизма - сооружение имитирующее старинные развалины, располагающееся как правило в парковой зоне.

 

Русалка. В языческой мифологии, сказках и фольклоре человекоподобное существо, обитающее в водной стихии. Русалка в верхней части тела похожа на человека, а в нижней части вместо ног у нее рыбий хвост. В славянской мифологии русалка — утопленница, живущая на деревьях или в водоемах. В западноевропейской мифологии русалка — антропоморфное существо, обитательница вод.