рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Таблетки

Талант

Талисман

Талия

Творчество

Тебризская школа миниатюры

Текстиль

Темпера

Тень

Теплохолодность

Терракота

Техника. Технология

Тираж

Титул. Титульный лист

Ткань

Тон. Тональность

Топаз

Торшер

Торшон

Тосканский ордер

Тотем

Точка

Традиция

Трафаретная печать

Трельяж

Треугольник

Три грации

Триптих

Тритон

Триумфальная арка

Троица

Трон

Трофеи

Трюмо

Туалет

Туника

Тушь черная

Тюль

 

Таблетки (лат. tabula - доска, плита, франц. tablette - плитка). В русской иконописи - двусторонние иконки небольшого размера, где изображение написано по левкасу. Композиции одной таблетки были приурочены одному церковному празднику.

 

Талант (греч. talanton, talant - несущий, античная единица измерения веса и стоимости). 1. Самая крупная весовая единица. В поэмах Гомера, талант - чаша весов или груз для взвешивания предметов. 2. Талант - дар или наивысшие духовные способности человека.

 

Талисман (франц. - talisman, итал. talismano. - магическая буква, арабск. tilsaman - чары, заклинание). То же, что амулет и оберег - магический предмет, защищающий и приносящий удачу его обладателю. Талисманы возникли в связи с представлениями человека о добре и зле. Наши предки, одевая украшение на шею, верили в его волшебную силу - это был талисман, который увеличивал физическую выносливость хозяина, приносил удачу на охоте, позволял оказывать магическое воздействие на обстоятельства и предупреждать об опасности. Первые сохранившиеся талисманы - своеобразные ожерелья, которые были сделаны из зубов, костей животных, а также из камней. Впоследствие талисманы превратились в светские ювелирные украшения, обладатели которых могли и не наделять их магической силой. И в современном мире продаются изделия, которые несут в себе дополнительную смысловую нагрузку, например, небольшие символические фигурки из золота или серебра, обозначающие знаки Зодиака, под которыми рождаются люди или полудрагоценные или драгоценные камни, которые также могут соответствовать знаку Зодиака и подбираются согласно рекомендациям астроминералогии. Талисман может быть обычным камнем с дырочкой - «куриный бог», кусочком дерева, небольшой фигуркой вырезанной из дерева, слоновой кости и других материалов. Многие христиане носят небольшой крестик, который является как символом их веры, так и защитником от сил зла. Талисман в виде мифического персонажа или животного близок по значению к тотему.

 

Талия (греч. Thaleia - цвету, разрастаюсь, лат. Thalia - цветущая). 1. В древнегреческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемосины. Талия - муза комедии, актеров, жизнеутверждающей буколической поэзии (пастушья поэзия) и пастушеских песен. Талия в произведениях искусства изображалась в виде молодой девушки в длинной, легкой, с ниспадающими до земли складками одежде, реже полуобнаженная или укатанная в одежду из меха и шерсти животных. Атрибуты талии: в руке жезл или пастуший посох, комическая маска, а на голове венок из плюща. Согласно одной из легенд, Талия с Аполлоном породили корибантов, предшественников жрецов прародительницы богов Реи, чьи ритуалы были исполнины буйным экстазом и сопровождались музыкой и танцами. 2. Талия (франц. taille - заострение, высекание, tailler - кроить, резать). 1. Часть человеческого тела - статность, стан, хорошо сложенная фигура. 2. Талия - часть платья, брюк, блузки и т. д.

 

Творчество. Процесс человеческой жизнедеятельности, приводящий к созданию уникальных, не имеющих аналогов материальных и духовных ценностей. Художественное творчество подразумевает создание неожиданных образов или нестандартных композиционных и пластических форм выражения, необычный взгляд на привычные вещи и т. д. Автор творческого произведения является творцом или создателем. Он отталкивается от своего воображения, поэтому творчество уникально и неповторимо. Творчество представляет ценность для коллектива и способствует его развитию.

 

Тебризская школа миниатюры. Школа персидской миниатюры конца XIII — начала XIV веков с центром в столице Тебриз. Возникали художественные мастерские, где работали мастера книжной миниатюры, взявшие за основу традиции восточно - азиатского искусства. Средневековые художники, вопреки запрету наложенного религией, изображали в своих графических произведениях живые существа: фигуры людей, животных, птиц.

 

Текстиль (лат. textile - ткань, материя, лат. textere - плести, переплетать, лат. textilis - тканый). 1. Искусство ткачества. 2. Изделия из ткани, изготовленные из волокон, нитей и пряжи на ткацком станке. Текстиль изготовливается и другими способами: плетение, вязание и валяние. 3. Текстиль - способ декорирования изделий из ткани.

 

Темпера (итал. tempera, лат. temperare — смешивать, смягчать). 1. Краски, в состав которых входят сухие порошковые натуральные или синтетические пигменты, а также связующие-эмульсии: яичный желток, белок, сок растений или козеин. Козеино-масляная темпера в качестве связующего содержит высыхающие масла в соединении с раствором козеинового клея. По высыхании темпера необратима, краска не растворяется в воде, в отличие от акварели и гуаши. Темпера со временем практически не меняет свой цвет и тон, в отличие от масляной живописи, которая заметно темнеет. Темпера была изобретена в Византии. 2. Темпера - живопись, выполненная темперными красками. Технические приемы темперной живописи разнообразны. Картины могут быть написаны как тонкими, прозрачными слоями, так и корпусными мазками. Темпера позволяет создавать плавные тональные переходы, тонко и точно моделируя форму объектов..

 

Тень.  Элемент светотени. Сторона объекта неосвещенная источником света. Собственные тени - тени на самом объекте. Падающие тени - тени отбрасываемые объектом на поверхности других форм. Внутри собственной тени различают рефлекс. Рефлекс - лучи света, отраженные от поверхностей близко расположенных объектов, в области собственной тени предмета. (смотреть светотень).

 

Теплохолодность. Цветовые отношения в живописи. Существует деление цветов на теплые и холодные. К теплым цветам относятся: желтый, оранжевый, красный и коричневый. К холодным цветам относятся: синий, фиолетовый, зеленый. Но любой цвет может иметь градации теплых и холодных оттенков. Также различают теплохолодные отношения между цветами, между освещенной поверхностью изображаемого объекта и той частью, которая находится в тени.

 

Терракота(лат. terra cotta - обожженная земля, глина). 1. Название античной неглазурованной керамики из красной пористой глины. Терракота использовалась для изготовления рельефных и гладких облицовочных плит, посуды, статуэток, мелкой пластики, украшений, портретов, масок, и т. д. 2. Любые керамические изделия из цветной глины. В строительстве из терракоты изготавливают черепицу и различные архитектурные детали с выпуклыми орнаментальными рельефами. 3. Терракота - материал для изготовления керамических изделий. Изготовливается из специальных сортов глины. Терракота - очень пластичный материал, которому можно придать любую форму. После обжига терракота приобретает характерную фактуру и цвет, становится твердой и достаточно хрупкой. Терракота может быть пористой или мелкозернистой, она поддается шлифовке и полировке. Цвет терракоты варьируется от темных красно-коричневых тонов до светлой охры, также может быть черного цвета..

 

Техника. Технология. 1. Совокупность приемов, материалов и инструментов, которыми оперирует художник в творческом процессе создания произведения искусства. Техника находится в зависимости от методики и стиля производимых работ. 2. Технологии художественной обработки материалов - сложный технологический процесс, требующий специального профессионального оборудования и инструментов. Например, специальные печи обжига необходимы для термической обработки керамических изделий. Технология изготовления ювелирных и декоративных изделий требует наличия сварочного автомата и печей для термической и химико-термической обработки. Другие примеры: технология изготовления стекла, технология художественной обработки драгоценных и полудрагоценных камней, технология художественного литья из металла, технология художественной обработки дерева. 3. Техника живописи (технология живописи) зависит от вида красок, избранных для написания картины. Так существует: техника живописи масляными красками, техника акварельной живописи, техника темперной живописи, техника живописи гуашью и техника живописи акриловыми красками, техника фресковой живописи и т. д. 4. Индивидуальная техника живописи, присущая только одному конкретному художнику: система индивидуальных художественных приемов, уникальный живописный стиль; все то, что отличает одного живописца от другого.

 

Тираж (франц. tirage - тяга, tirer - тянуть, волочить). 1. Некоторое ограниченное количество экземпляров, в точности повторяющих определенное произведение искусства. Например, тираж книги, тираж газеты, тираж журнала, тираж оттиска гравюры, тираж ювелирного изделия, тираж изделия из фарфора и т. д. На издании как правило указывается тираж издания. 2. Тираж - репродуцирование живописи и графики. Репродукция картины, в отличие от копии картины, выполняется на другом материале, посредством печати.

 

Титул. Титульный лист (от лат. titulus — надпись, звание, заглавие. имя). 1. В искусстве книжной графики - страница после форзаца и авантитула. На титульный лист распечатывают имя автора, заголовок книги, и некоторую информацию, касающуюся данного тиража. 2. Почетное звание привилегированных лиц государства: князь, граф, герцог и т. д.

 

Ткань. Изделие текстильной промышленности, изготовленное на специальном ткацком станке путем прямого переплетения перпендикулярных друг к другу нитей. Ткань измеряется по длине, ширине, площади полотна.

 

Тон. Тональность (греч. tonos - напряжение). В изобразительном искусстве - качество изображаемой поверхности, характеризующаеся двумя тональными категориями: хроматическая тональность и ахроматическая тональность. Хроматические тона, то есть цветные. Ахроматические тона - черно-белые, отличаются друг от друга по светлоте.

 

Топаз (греч. topazos - тепло, огонь, Topazios (Топазиос) - греческое название острова Зебергед (Zabargad) в Красном море, место первой находки камня). Полудрагоценный твердый камень, минерал, силикат алюминия с примесью фтора. Топаз обычно бесцветный, прозрачный, блестящий камень. Топаз также может иметь различную окраску: золотистую, охристо-желтую, коричнево-желтую, фиолетово-красную, светло-голубую, светло-розовую, оранжевую и красноватую. Встречаются топазы с разноцветными кристалами. В ювелирных изделиях топазы используются в качестве драгоценного камня. Наиболее популярны топазы окрашенные в золотистые, розовые, голубые и другие цвета. В старину люди наделяли топаз целебными свойствами и использовали его как оберег и талисман.

 

Торшер (франц. torchere от torche — факел, лат. torrere - жечь, зажигать). 1. Подставка для факела. 2. Торшер - тип переносного или стационарного светильника с напольной или настольной высокой подставкой, чаще с абажуром. Торшер излучает мягкий, рассеянный свет. Торшер устанавливается как в интерьерах, так и в экстерьерах. 3. Торшер - высокая декоративная подставка для цветов.

 

Торшон (франц. torchon тряпка, соломенная плетенка, франц. torchere от torche — факел, лат. torrere - жечь, зажигать). 1. Проклеенная плотная бумага с зернистой поверхностью (степень зернистости может быть различной), имитирующей переплетение ткани или корешка литографического камня. Торшон предназначен для рисования акварелью, также используется в фотографии и полиграфии. 2. Хлопчатобумажная ткань с выраженным рельефным переплетением неровных нитей.

 

Тосканский ордер (Tuscan order - ордер области Тоскана в Италии). Древнеримский архитектурный ордер, возникший в I век до н. э. - I век н. э. Тосканский ордер - стилизованный вариант дорического ордера, который отличается наличием базы, гладким фризом колонны и колонной без каннелюр..

 

Тотем.  Образ или изображение священного животного, прародителя или хранителя данной местности или группы людей. Так в Америке у индейцев и на Руси медведь считается священным животным, а в Индии священное животное - корова. Эти тотемы наделяются особыми магическими свойствами и часто являются объектами религиозного почитания.

 

Точка. 1. Знак препинания в предложении. 2. В искусстве - изобразительное средство очень маленького размера. Из множества точек можно создать пятно различной тональности, а также линию.

 

Традиция (лат. traditio - передача, преподавание, предание, лат. tradere - передавать). Культурные ценности, информация, обычаи и навыки, передаваемые из поколения в поколение и оказывающие влияние на социальные отношения в течение некоторого временного промежутка. Традиционные привычки и общественные отношения, принятые в конкретном обществе, закладываются с детства путем повторения стериотипов поведения взрослых. Если речь идет о культурном наследии, то этот опыт раньше передавался посредством фольклора или письменности. Сейчас же на смену пришло телевидение, радио, средства массовой информации, которые оказывают прямое влияние на общество. Традиции разных народов сталкиваются друг с другом, вступая в конфронтацию, либо оказывают взаимное влияние друг на друга . Многие страны выступают за сохранение уникальных национальных традиций и дополнительно финансируют этот аспект жизнедеятельности.

 

Трафарет. Трафаретная печать (итал. trafaretto - продырявленный, лат. trans-foro - прокалываю). 1. Трафарет - пластина, лист из твердого или плотного материала (металл, пластик, дерево, картон) со специальными прорезями - силуэтами будущих орнаментальных и декоративных изображений, а также шрифтов. Трафарет удобен в случае необходимости многократного повторения одного и того же элемента композиции. Получается своеобразное тиражирование элементов, но при этом каждый из них будет немного отличаться от предыдущих. Изображение наносится вручную при помощи дополнительных инструментов: кистей, тампона, валика, аэрографа или пульверизатора. 2. Трафаретная печать - вид прикладной графики, изображения которой наносятся на поверхность при помощи специально изготовленного трафарета.

 

Трельяж (франц. treillage - решетка, англ. trellis, лат. tragula - сеть, невод). 1. В парковой архитектуре - каркас в виде решетки для вьющихся растений (каркас может быть деревянным, веревочным, бамбуковым или металлическим). Трельяж - павильон в садовой архитектуре, крытый сводчатый ход или беседка, формируемая растениями, посаженными в ее основании и покрывающими ее свод. В качестве зеленых насаждений используются любые вьющиеся растения: виноград, вьюнок, бобовые растения, плющ, хмель и т. д. Металлические решетки более долговечны и удобны в применении, но они могут использоваться только в мягких климатических условиях, так как на солнце сильно нагреваются. Деревянный каркас более распространен, хотя требует надлежащего ухода и специальной обработки консервирующими веществами. 2. Трельяж в мебельном искусстве - трехстворчатое зеркало. 3. Трельяж - орнамент в виде ромбовидной сетки, промежуточные пространства которой заполнены растительными орнаментами - розетками, имитирующими реальные растения. Трельяж использовался в декорировании мебели, стен и потолков, гобеленов, росписях фарфора.

 

Треугольник (лат. tres - три, angulus - угол). 1. Простейший геометрический многоугольник, имеющий 3 угла и 3 стороны. 2. Равносторонний треугольник во многих культах и религиях является символом божественной гармонии. Звезда царя Саломона состоит из двух равносторонних треугольников, один треугольник направлен вершиной вверх, а другой треугольник вершиной вниз.

 

Три грации. Хариты В древнегреческой мифологии - дочери Зевса и Эвриномы: Аглая (сияющая и ликующая), Ефросина (Благомыслящая и радостная) и Талия (цветущая и изобильная). Символ юности, красоты, гармонии, целомудрия и радости. Три грации обитали на Олимпе и сопровождали богиню любви Афродиту, а иногда и Муз. Три грации - излюбленный сюжет художников и скульпторов античности, Возрождения и классицизма. Они изображались обнаженными или облаченными в легкие одежды, стоящими обнявшись друг с другом: две крайние грации развернуты лицом к зрителю, а средняя грация изображалась чаще со спины (классическая поза), оглядывающаяся назад.

 

Триптих (от греч. triptychos — сложенный втрое). 1. В изобразительном искусстве - три картины или рельефа составляющие смысловое единство. Композиция центральной части относительно независима, а боковые части композиционно перекликаются между собой. Средняя картина чаще больше боковых (одинаковых по размеру). Триптих выставляется как одно произведение искусства, все составляющие его части рядом. 2. Триптих - трехстворчатый алтарь. 3. Триптих - ювелирная подвеска

 

Тритон (греч. Triton - Тритон). В древнегреческой мифологии сын Посейдона и Амфитриты, дочери морского бога Нерея (мудрый старец и прорицатель олицетворял спокойную морскую пучину, покровитель моряков). Тритон изображался с рыбьим хвостом или хвостами вместо ног и со своим неизменным атрибутом - морской раковиной . Тритон звуком своей трубы вызывал шторма и тайфуны на море и, в то же время, он по повелению Посейдона мог останавливать волны потопа. От звука его трубы бежали гиганты.

 

Триумфальная арка. Триумфальные ворота. Триумфальная колонна.. (лат. triumphus, греч. triumphos - тройной шаг). В архитектуре - памятник, воздвигавшийся в честь триумфа победителя в военной баталии или увековечивавший другие торжественные события (стоительство дороги, возведение моста и т. д.). Триумфальная арка подчеркивала значение церемонии, через нее в город торжественно въезжали или входили герои сражения, возглавляемые императором. Первые Триумфальные арки возникли в Древнем Риме и устанавливались на входе в город, в начале улиц. Первые триумфальные арки много позаимствовали у этрусских ворот и редко декорировались рельефами (арки времени правления императора Августина). Поначалу арки были одно и трехпролетными, впоследствии число пролетов увеличилось до пяти. Триумфальные арки украшаются медальонами голов богов, многофигурными фризами, рельефами, памятными надписями и скульптурами. Часто на аттике арки возвышалась скульптура императора на боевой колеснице. Своды арок имели полукруглую форму. Некоторые триумфальные арки исполнялись из дерева и устанавливались как временные сооружения. Постоянные триумфальные арки возводились из более прочного материала: камня, кирпича, бетона. Известные Римские триумфальные арки: Триумфальная арка Августа в Ремини(самая древняя триумфальная арка, построенная в 27 г. до н. э в честь Цезаря Августа), Триумфальная арка Тита (сооружена в 81 году н. э. в честь победы над Иудеей и взятия Иерусалима), Триумфальная арка Септимия Севера (построена в 205 году н. э. в честь военных побед императора Септимия Севера), Триумфальная арка Константина (сооружена в 315 году н. э. в честь победы императора Константина над Максенцием). Триумфальные арки возводились и в более поздний период времени, например: Триумфальная арка в Париже на площади Шарля де Голля (площадь Звезды)(сооружена в 1806-1836 годах в честь военных побед императора Наполеона), Московские Триумфальные ворота (триумфальная арка сооружена в 1829-1834 годах в Москве в честь победы России в Отечественной войне 1812 года).

 

Троица  1. В богословии символ триединства Единого Бога, основа христианского вероучения. Является Символом веры. Бог Отец - творец всего сущего, Бог Сын, сын Бога Отца на земле сущей и Бог Дух Святой. 2. В христианском искусстве Троица - композиция с изображением Бога Отца, Бога Сыны и Бога Духа Святого. Существует Ветхозаветная Троица, где троица изображается в виде трех ангелов и Новозаветная троица, где Бог Отец изображается седовласым старцем, Сын Божий - проповедником, Дух Святой - голубем.

 

Трон (греч. thronos - престол). Богато декорированное кресло на специальном возвышении, престоле, являющееся одним из символов царского правления и местом его нахождения во время торжественных приемов и церемоний. Трон имеет и другие названия: Царское место, Царский престол. Царский трон также устанавливался в храме, где царь находился во время богослужения.

 

Трофеи (греч. tropa - поворот, лат. tropaeum, trophaeum - знак бегства врагов). 1. В архитектуре - древнеримский памятник победы над врагами в виде скульптурного или орнаментального изображение военного оружия. Первоначально трофеем являлся столб, к которому воины-победители Греции и Древнего Рима прибивали доспехи побежденного: панцирь, шлем, щит, меч, копье. Трофеи в искусстве классицизма и ампира носили декоративный характер. 2. Трофеи - изображение охотничьих, художественных, музыкальных и прочих атрибутов.

 

Трюмо (франц. trumeau - простенок). 1. В архитектуре: простенок между двух окон, декорированный орнаментом. 2. Большое, переносное, стоячее зеркало, которое размещалось в простенке.

 

Туалет (франц. toilette - маленький холст). 1. Покрывало, наряд, одежда, процесс приведения в порядок своего внешнего вида (вечерний туалет - подготовка ко сну, утренний туалет - умывание, причесывание, переодевание и т. д.) 2. В мебельном искусстве туалет представляет из себя столик или небольшой шкафчик с зеркалом, перед которым одеваются и приводят себя в порядок, например, актеры в гримерной комнате.

 

Туника (лат. tunica). 1. Нижняя одежда в форме мешка с отверстием для головы и рук. В Древнем Риме мужчины одевали поверх туники тогу, а женщины на тунику с рукавами надевали столу. 2. Туника - парадная женская одежда эпохи классицизма и ампира. 3. Туника - современная женская одежда: короткие модели платьев или удлиненные блузки.

 

Тушь черная (нем. tusche, франц. touche касающаяся). Водяная краска, приготовленная из сажи и связующего клея. Тушь может быть как в жидком, так и в твердом, сухом состоянии (в виде плиток). Особым качеством отличается китайская черная тушь. У нее насыщенный черный цвет, который можно разводить водой и получать множество тональных оттенков серого. Ею легко работать кистью, пером и рейсфедером. Цветная тушь может быть разных цветов и оттенков.

 

Тюль (франц.  Tulle - Тюль город и местность во Франции). Легкая прозрачная ткань для декорирования окон, изготовления женской одежды, изготовления скатертей, вышивок и т. д. Тюль изготавливается из хлопка, шелка и синтетических нитей. Тюль сетчатой структуры или гладкий тюль изготавливается на тюлевых машинах. Тюль с узорчатой фактурой вырабатывается на гардинных или кружевных машинах.