рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Угловая перспектива

Углубленная гравюра

Углубленный рельеф

Уголь

Узор

Укие-Э

Украшения. Украшение

Ультрамарин

Умбра

Умбрийская школа

Умение

Умиление

Уникальный

Урания

Урарту

Урна

Успение Богородицы

Устав

Утильный обжиг

Уффици

У-цай. Уцай

Ушебти

 

Угловая перспектива. Наклонная перспектива. Перспектива, в которой архитектурные объекты изображаются с двумя точками схода на линии горизонта, в отличие от фронтальной перспективы (параллельная перспектива), в которой плоскости предмета находятся параллельно картинной плоскости и изображаются с одной точкой схода. И угловая перспектива, и фронтальная сохраняют в изображении параллельными все вертикальные линии, величина которых по мере удаления от зрителя сокращается..

 

Углубленная гравюра. Гравюрная техника глубокой печати: гравюра, офорт, сухая игла, акватинта, мягкий лак, резцовая гравюра и т. д. Углубленная гравюра в качестве основы использует печатные доски, на которые наносится изображение в виде углублений и фактурных шероховатостей. Краска набивается вовнутрь и под давлением переносится на бумажный оттиск.

 

Углубленный рельеф. Вид барельефа, где изображение углублено по отношению к плоскости фона. В отличие от контррельефа, углубленный рельеф представляет из себя вырезанный на плоскости силуэт изображения. Был распространен в архитектуре Древнего Египта, Ассимии, Вавилониии и Шумерах.

 

Уголь. Мягкий графический материал для рисования, получаемый при обжиге различных пород деревьев, на бумаге оставляет матовый, бархатистый тон. Прессованный уголь в виде угольных палочек получают из порошка черных сортов угля и растительного клея в качестве связующего вещества. Рисунок, нарисованный углем легко править и он быстро покрывает большие поверхности, поэтому его используют как для небольших графических работ, так и для рисования картонов, а также нанесения изображения под живопись. Угольные карандаши имеют более твердые, тонкие и прочные угольные стержни в древесной оправе. Такими карандашами удобно прорисовывать мелкие детали. Завершенный рисунок необходимо зафиксировать покрывным лаком для графических работ.

 

Узор. Орнамент, представляющий собой заритмованное и закомпанованное переплетение линий, стилизованных фигур, сочетание красок и тональных пятен различных форм и размеров и т. д. В народном искусстве многих стран наиболее распространен ковровый стиль, в котором изобилуют мелкие детали. Различают следующие виды узоров: шитый, резной и расписной.

 

Укие-Э (образы повседневной жизни). Художественное направление в живописи и графике Японии периода Эдо XVII-XIX веков (время правления клана Токугава). Первоначально гравюры были монохромными и рисовались тушью, затем они расписывались красками вручную. Только в XVIII веке появилась техника многоцветной печати, которая упрощала процесс изготовления гравюры и, соответственно, удешевляла стоимость изделия, делая произведения Укие-Э доступными для горожан. На гравюрах изображались красавицы и гейши (бидзин-га), борцы сумо и актеры (якуся-э). Большой популярностью пользовалась пейзажная гравюра, на которой часто изображался город Эдо (сейчас Токио). Ведущие художники Укие-э: Судзуки Харунобу, Хисикава Моронобу, Китагава Утамаро, Тесюсай Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ и другие.

 

Украшения. Украшение (исл. hrosa - слава). 1. Предмет декоративного, ювелирного и других видов искусств, являющийся украшением кого-либо или чего-либо. Декоративные украшения используются в архитектуре, орнаментировки и художественной обработке материала (керамика, ткань, камень и т. д.). Украшения являются эстетической частью убранства человека, аксесуарами дополняющими его одежду и подчеркивающими статус и общественное положение. Украшения могут быть нанесены непосредственно на кожу человека (татуировка) и иметь символическое значение. 2. Украшение - процесс декорирования и оформления кого-либо или чего-либо.

 

Ультрамарин (нем. ultramarin, лат. ultra - более, marinus - морской). Неорганический пигмент чаще ярко-синего цвета, используемый для изготовления красок и красящих веществ. Ультрамарин изготавливается путем химической термической обработки каолина, серы, соды, угля, пека, глауберовой соли и других компонентов. Ультрамарин состоит из алюмосиликата натрия и соединений натрия, от состава которых зависит цвет пигмента (зеленый, синий, фиолетовый и красный).

 

Умбра (лат. umbra - тень, Umbria - Умбрия, горный регион в центральной Италии, место добычи пигмента). 2. Минеральный коричнево-зеленый пигмент из глины и окислов железа и марганца. По составу умбра близка к охре, сепии, сиене и другим земляным пигментам. 2. Умбра натуральная - краска, изготовленная из одноименного пигмента. Умбра устойчива к действию света, в масляной живописи относится к быстровысыхающим краскам. При термической обработке 400—600° C получается умбра жженая, которая имеет более насыщенный и яркий цвет.

 

Умбрийская школа. Итальянская живописная школа XIII – начала XVI веков с центром в городе Перуджа. Умбрийская школа конца XIV – начала XV веков являлась центром позднеготического итальянского искусства, художники которого совершили ряд открытий в областях перспективы изображения, колорита и композиции картины. В целом картины решены в несколько условном, декоративном ключе. Умбрийская школа 2-й половины XV века воплощает художественные принципы Раннего Возрождения. Появляется мягкая тональная моделировка форм, некоторая поэтичность изображения и эмоциональная окрашенность произведения. Умбрийская школа представлена картинами таких художников, как: Пьетро Перуджино, Лука Синьорелли, Бернардино Пинтуриккьо и другими.

 

Умение. Способность к результативной деятельности, когда тесно переплетены теоритические познания и навыки труда. Умение - это мастерство, которое в высшей форме своего проявления называется искусством.

 

 

Умиление (греч. meilion - милость, дар). В древнерусской иконописи распространенный мотив изображения Божией Матери с младенцем Иисусом, сидящим у нее на руках, прижавшись к ней щекой. Богородица Елеуса в Византии.

 

Уникальный (лат. unicus - единственный в своем виде). 1. Оригинальный, единственный в своем роде, неповторимый, редкий, исключительный, особо ценный. 2. Уникальный. Произведение искусства, которому нет аналогов в мире: уникальная картина, уникальная рукопись, уникальная скульптура, уникальная икона, уникальный памятник архитектуры и т. д.

 

Урания (греч. urania - небесная, лат. uranos - небо). 1. В древнегреческой мифологии одна из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемосины, мать Гименея. Муза покровительница астрономии. Ее атрибуты — небесный глобус и циркуль, реже - подзорная труба и лист с небесными телами.

 

Урарту. Искусство Урарту. Искусство Древнего Востока XII - VI веков до н. э, имеющий выраженный региональный характер. Территориально Урарту занимало часть Передней Азии и южного Закавказья (современная Армения). Искусство государства Урарту сформировалось под сильным влиянием соседней Ассирии. Сохранились сосуды, бронзовые статуэтки, ювелирные изделия, оружие, инструменты и другие предметы быта и искусства Урарту.

 

Урна. 1. Погребальная урна. Древнегреческий сосуд для хранения праха умерших, после кремации. Колумбарий - место массового хранения урн. Культура кремации и погребальных урн стала традиционной для многих народов. Урна изготавливается из пластика, металла, керамики и камня. 2. Урна - декоративный элемент в архитектуре, мебели и изобразительном искусстве в виде небольших ваз, покрытых крышкой. Такая урна часто встречается в искусстве классицизма, барокко, рококо, ампира и модерна.

 

Успение Пресвятой Богородицы. 1. Праздник православной и католической церкви, посвященный успению Божией Матери. В православии принадлежит к числу двунадесятых праздников. Согласно церковным источникам, в этот день свершилось чудо и все апостолы, проводившие проповеди в разных странах, собрались в Иерусалиме, чтобы осуществить погребение Девы Марии. 2. Успение - композиция в христианском искусстве, изображающая сцену смерти Пресвятой Богородицы. Согласно канонам византийской и древнерусской иконописи Мария изображалась в окружении двенадцати апостолов, Иисуса, ангелов, Духа святого и, иногда, Бога отца. 3. Соборы Успения Богородицы - архитектурные сооружения, храмы, возводящиеся в честь успения Пресвятой Богородицы.

 

Устав (греч. stoja - ставить, устанавливать). 1. Древний славянский шрифт, тип написания кириллицы принятый в России XI века. Устав отличается широким написанием букв, отсутствием у них наклона и определенных отступов между словами. В буквах уставного письма, как следствие влияния византийских образцов, используются штрихи, треугольные засечки и точки над буквами. 2. Устав - разные виды письменностей: кириллица, глаголица, греческо-византийское письмо, японские иероглифы. 3. Устав - термин в полиграфии, где в качестве типографского шрифта используется устав 4. Устав - термин в палеографии в отношении к кириллице. 4. Перечень правил и обязанностей.

 

Утильный обжиг. (лат. utilis - полезный). Предварительный обжиг керамики, после которого изделие затвердевает и становится водонепроницаемым. Утильный обжиг неглазурованных изделий производится при температуре 900-1280°С. Затем, после покрытия предмета глазурью следует второй обжиг - глазуровочный (глазурованный обжиг) или политой. Глазурованный обжиг производится при температуре 1100—1150°C.

 

Уффици. (итал. Galleria degli Uffizi - галерея канцелярий). Всемирно известная итальянская художественная галерея Уффици - один из самых старых музеев мира. Флорентийский дворец Уффици был построен в 1560—1581 годах, во время правления Флоренции Козимо I Медичи, под руководством архитекторов Джорджо Вазари и Бернардо Буонталенти. Изначально задумывался как общественное здание, вмещающее в себя все административные службы города. С 1575 года в здание Уффици перевезли коллекцию картин, собранную семьей Медичи. Сейчас в музее хранятся величайшие полотна старых мастеров: Джотто ди Бондоне, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буоноротти, Микеланджело да Караваджо, Тициан Вечеллио и другие. В собрании музея так же находится большая коллекция искусства Античности. В Уффици собраны лучшие произведения художников Франции, Германии, Голландии, Фландрии и России (Орест Кипренский, Иван Айвазовский, Борис Кустодиев и другие). В коллекции музея представлены автопортреты знаменитых художников как прошлого, так и настоящего.

 

У-цай. Уцай (китайск. u sai - пятицветный). 1. Уцай - пять цветов. 2. Уцай - название китайского фарфора, в котором для росписи использовались красные, синие, лиловые, черные и желтые надглазурные цвета (от пяти и больше). Роспись у- цай появилась в XVI веке в начале правления династии Мин и достигла своего расцвета в период правления Чэнхуа (1456-1487 года). Кансийский фарфор также расписывался орнаментом Уцай. Декоративная роспись Уцай на блюдах, вазах, тарелках, чашках гармонична по цвету и композиционно обыгрывает форму посуды. Излюбленный мотив для росписи: цветы, цветущие деревья, птицы и рыбы.

 

Ушебти (египет. - тот кто отвечает, ответчик). Древнеегипетские магические фигурки небольшого размера, изображающие человека, у которого на груди скрещены руки, реже с атрибутами - орудиями труда. Ушебти хоронились вместе с египтской знатью и фараонами. Египтяне верили, что ушебти оживут и, обладая недюжими физическими способностями, будут помогать своему хозяину в загробном мире, выполняя разную работу и обеспечивая его пропитанием. Ушебти изготовлялись из дерева, глины или камня. Количество ушебти варьировалось, в зависимости от положения хозяина в обществе, доходя до нескольких сотен экземпляров.