рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Фаберже

Фавн

Фактура

Феррарская школа

Фанагорийские сосуды

Фанера

Фантазия

Фарфор

Фасад

Фаэтон

Фаюмский портрет

Фаянс

Феникс

Ферма

Фигура

Фиксатив

Филигрань

Фирменный знак

Флер

Флигель

Фломастер

Флора

Флорентийская мозаика

Фонарь

Форма

Фортуна

Форум

Фреска

Фриз

Фундамент

Фурнитура

Футуризм

 

Фаберже. 1. Густав Фаберже, Петер Карл Фаберже основатели знаменитой фирмы по изготовлению ювелирных и художественных изделий. Первый ювелирный магазин открыл Густав Фаберже в Санкт-Петербурге в 1842 году. Петер Карл Фаберже возглавил фирму с 1870 года, которая под покровительством царской семьи прославилась по всей России и Европе. 2. Фаберже - название изделий одноименной фирмы: изделия из драгоценных и полудрагоценных камней (художественная резьба по камню), изделия из драгоценных металлов (из золота и серебра), которые декорировались гравировкой. Особенно прославили фирму пасхальные яйца Фаберже, выполненные из драгоценных материалов. Эти изделия начали производить с 1885 г. Над изготовлением одного яйца работало несколько ювелиров фирмы в течении почти целого года. Фирма Фаберже выпускала свои изделия, для русской императорской семьи, для европейских монархов и частных заказчиков.

 

Фавн (лат. favere - быть благоприятным, Faunus). Древний итальянский национальный бог. Фавн - веселый и добродушный бог-покровитель пастухов, стад, земледелия, лесов, полей, пещер и их обитателей. Фавн отождествлялся с древнегреческим Паном. Фавны - невидимые демоны однородной с основным богом природой. Они живут в глухих труднодоступных местах: в чащах, пещерах или возле источников. Лесные или пещерные голоса, которые запугивают путников - звуки этих духов. Фавн часто является во сне, насылая на спящего или кошмары, или вещие сны (Фавн почитался как провидец). Местами поклонения этому божеству являлись поля, пещеры и леса. Первоночально в религиозных культах Фавн выступал в образе священных тотемов: в виде растений или животных. Позднее изображения Фавна приобретают антропоморфный характер, заимствованный у греческого Пана. Фавну посвещались святилища (луперкальское святилище, храм Фавна на Авентине и на Тибрском острове), где люди могли получить у оракула разного рода предсказания или напутствия.

 

Фактура (от лат. factura — обработка, строение). 1. Свойство и характер какой-либо обработанной поверхности, качества которой можно познать посредством зрения или осязания. 2. В искусстве - особенности художественного произведения, техника его исполнения или способ обработки. Например в скульптуре различают следующие фактуры поверхности: полированная фактура, шероховатая фактура, шлифованная фактура. В живописи: фактура красочного слоя, фактура мазков, фактура повторяющихся композиционных элементов.

 

Феррарская школа. Итальянская живописная школа эпохи Возрождения с центром в городе Феррара. Художники работали под покровительством герцогов д'Эсте. На живописцев сильное влияние оказали Андреа Мантеньи и Пьеро делла Франческа, а так же художники северного Возрождения. Феррарская школа отличается декоративностью и яркими цветовыми сочетаниями красок. Композиционное решение картин - классическое. Феррарская школа балансирует между позднеготическими формами в искусстве и ранним Ренессансом. Наиболее известные живописцы школы: Козимо Тура, Эрколе де Роберти, Доссо Досси, Джироламо да Карпи, Никколо дель Аббате, Бенвенуто Тизи и другие.

 

Фанагорийские сосуды. Древнегреческая керамика Боспорского царства V-IV веков до н. э. Найдены в результате раскопок некрополя в округе г. Фанагории (Крым). Фанагорийские сосуды представляют из себя греческие фигурные расписные сосуды. Формы сосудов весьма разнообразны: в виде богинь, реалистичных и фантастических животных, рыб и т. д.

 

Фанера (нем. furnier - оклеивать тонким слоем) Древесно-волокнистая плита, тонкие листы которой являются древесным многослойным строительным материалом для облицовки столярных изделий. Фанера изготавливается склеиванием нескольких слоев шпона, волокна древесины которого находятся под прямым углом по отношению друг к другу

 

Фантазия (греч. phantasia - мысль, видение, видимость, воображение). Воображение, способность представлять объекты или явления не соответствующие реальной действительности, творческое мышление.

 

Фарфор (тур. farfur, fagfur). Вид белой прочной керамики. Фарфор изготавливают путем термической обработки смеси глины, каолина, полевого шпата и кварца и получают тонкую мелкозернистую керамику. Температура обжига составляет от 900 °C до 1300 °C. Получившийся фарфор (бисквит), покрывают глазурью. В тонком слое фарфор просвечивается. Фарфор служит для изготовления художественных изделий, статуэток, посуды, декоративных вставок в мебельные изделия, а так же для инкрустаций небольших предметов. Костяной фарфор состоит в большей степени из костяной золы и отличается белизной и тонкими стенками готового изделия. Фарфор украшается лепкой или надглазурной или подглазурной росписями. Фарфор впервые был получен в VII веке в Китае. Процесс его изготовления был засекречен. В Европе фарфор появился в 1709 году, который изобрел И. Бетгер в Саксонии. В России первый фарфор получил Д. Виноградов.

 

Фасад (франц. faсade, итал. facciata, faccia - фас, лицевая сторона). 1. В архитектуре - передняя, лицевая сторона здания. 2. Вид наружных стен сооружения. Различают: главный фасад, боковые фасады, задний фасад здания. 3. Фасад - чертеж ортогональной проекции (центральная проекция) здания на вертикальную плоскость.

 

Фаэтон (греч. Phaethon блистающий). В древнегреческой мифологии Фаэтон - сын Гелиоса, бога солнца и Океаниды Климены. Фаэтон, несмотря на запрет отца взял у него огненную колесницу, но не справился с управлением и приблизился к земле. Та загорелась и Гея, богиня земли, обратилась к Зевсу за помощью. Зевс молнией сразил Фаэтона и тот выпал из колесницы, упал в реку Эридан и погиб. Падение Фаэтона - часто встречающийся сюжет в искусстве. Гелиады (сестры Фаэтона), которые запрягли для него коней, были обращены в тополя. Их слезы по Фаэтону превратились в янтарь.

 

Фаюмский портрет. Античные погребальные портреты, выполненные в технике энкаустики (живопись восковыми красками) в I—III веков н. э. Портреты обнаружила британская экспедиция в Фаюмском оазисе в Египте в 1887 году. Фаюмский портрет возник как следствие проникновения греко-римской культуры и ее влияния на египетские погребальные традиции. Фаюмский портрет заменил погребальную маску. Найдено несколько сотен погребальных портретов, которые хорошо сохранились в египетском климате. Восковая живопись отличается корпусным фактурным мазком, которыми художники могли передать форму лица, позднее начали использовать темперу, иногда работали в смешанной технике. Считается, что фаюмский портрет дал толчок развитию иконописи. Основой для портретов служила специально обработанная древесина, реже проклеенное полотно.

 

Фаянс (франц. faience, итал. Faenza - название города Фаэнца в Италии, место производства фаянса). Разновидность керамических изделий, французская и итальянская майолика , изготавливаемая из обожженной глины с использованием расписной прозрачной, полупрозрачной и непрозрачной глазури. Фаянс служил для изготовления декоративных панно, облицовочных плиток, архитектурных деталей, изразцов, посуды, сантехники, ювелирных изделий, небольших статуэток и больших скульптурных композиций. Исходные материалы для изготовления фаянса те же, что и для фарфора, различны лишь некоторые детали технологии производства.

 

Феникс(греч. Phoinix, лат. Phoenix). Мифологическая птица, почитаемая в Египетских мистериях. Птица Феникс единственная в своем роде. Она раз в 500 лет сжигала себя на костре или в своем гнезде из легко воспламеняющихся трав и сухих ветвей. После того как Феникс сгорала дотла, в гнезде появлялся птенец, возродившись из пепла. На следующий день птица Феникс вырастала и становилась похожей на прежнюю Феникс. Феникс собирает пепел в специально изготовленную из пальмовых ветвей плетенку и переносит его из Аравии (место обитания Феникс) в Египет, в город Гелиополь. Здесь Феникс возлагает пепел на алтарь храма бога Солнца Ра. Феникс изображалась похожей на орла с красно-золотым  оперением и в окружении языков пламени. В метафизическом смысле Феникс является символом вечности, перерождения, обновления, а также цикличности времени. Феникс упоминается у Геродота, Овидия, Тацита и других авторов. В христианстве Феникс является символом воскрешения Иисуса Христа.

 

Ферма (франц. ferme - крепкий, лат. firmus прочный). В архитектуре - стержневая, решетчатая система, использующаяся для укрепления и поддержки перекрытия. Ферма состоит из прямолинейных стержней, которые скреплены в узлах шарнирами или жестко. Комбинация стержней в виде набора треугольных форм очень устойчива к нагрузкам. Фермы используются в строительстве для перекрытия пролетов мостов, в двухскатных кровлях (в виде стропил) и в больших помещениях: спортивные комплексы, бассейны, гипермаркеты и т. д.

 

Фигура(лат. figura - внешний вид, очертание, образ, строение). 1. Фигура в изобразительном искусстве - основная составляющая часть композиции, наполняющая смыслом произведение. В скульптуре, живописи и графике это могут быть как изображения людей или животных, так и неодушевленных предметов. В последнем случае фигура близка по значению понятию силуэт формы: внешнее очертание, вид предмета на плоскости или фоне. 2. Фигура - телосложение. 3. Фигура - геометрическая фигура, состоящая из множества точек на плоскости и ограниченная со всех сторон.

 

Фиксатив (франц. fixatif - закрепитель). Бесцветный раствор смолы (шеллака) в спирте или бензине для покрытия рисунков. Фиксатив после нанесения на поверхность образует тонкую защитную пленку, предохраняя тем самым рисунок от осыпания и стирания. Фиксатив укрепляет на бумаге или холсте такие графические материалы, как карандаш, соус, уголь, сепию и сангину.

 

Филигрань(итал. filigrana, лат. filum - нить и granum - зерно) 1. Ювелирная техника художественной обработки металла, состоящая в напаивании сложного ажурного узора из тонкой золотой, серебряной, платиновой или другой металлической проволоки или мелких шариков. 2. Филигрань - ювелирные изделия, выполненные в этой технике (скань - русское название подобных изделий). Филигрань как правило изготавливается из драгоценных металлов. Филигрань встречается уже в древности. Первые изделия были найдены на Востоке. В античном мире и средневековье филигрань получает широкое распространение. В XVI веке Рим и Флоренция являются местами сосредоточения большого количества филигранных мануфактур и небольших ювелирных ремесленных мастерских. А в XVIII веке центр производства смещается в Вену. В XIX веке появляются фабричные изделия из филиграни. Филигрань часто совмещают с эмалью, гравировкой, чеканкой, драгоценными и полудрагоценными камними, хрусталью, перламутром и жемчугом. Украшения в технике филигрань, выполненные из недрагоценных металлов (мельхиор, медь и т.д.), могут покрываться тонким слоем серебра или золота. Разнородные элементы филиграни спаиваются между собой в единый узор, плетения которого могут быть самыми разнообразными. В технике филигрань изготавливаются ювелирные изделия: серьги, цепочки, браслеты, брошки, а также небольшие изделия: посуда, шкатулки, обувь. В монастырских мастерских в технике филигрань декорировались книги, иконы и другая церковная утварь.

 

Фирменный знак (итал. firma - подпись, лат. firmare - закреплять). В графическом искусстве - символ, уникальный знак, атрибут, марка фирмы, предприятия или организации. Фирменный знак служит для дифференциации бренда. Визуально фирменный знак представляет из себя лаконичную композицию, состоящую из таких элементов, как: орнамент, шрифт и изображение.

 

Флёр (нем. flor, франц. velours, лат. villosus - ворсистый). Прозрачная, тонкая ткань, по большей части изготовленная из шелка или шерсти. Флёр изготавливается из очень тонких крученых нитей. Служит для изготовления свадебных нарядов, одежды, занавесей. 2. Флёр - таинственный покров.

 

Флигель (нем. flugel - крыло). Архитектурная вспомогательная боковая пристройка к зданию, жилому дому. Либо небольшое дополнительное строение, расположенное во дворе, неподалеку от основного и являющееся частью архитектурного комплекса. Флигель служит функциональным дополнением здания.

 

Фломастер (англ. flowmaster от flow - течь, литься и master - мастер, учитель). Аналог ручки, инструмент для рисования, разработанный в Японии. Фломастер состоит из резервуара с красящим веществом, который размещен в ручке, и наконечника из фетра, нейлона или войлока. Краска стекает из резервуара к наконечнику. Цвета красящего вещества могут быть самыми разнообразными и иметь различный состав. Фломастеры также отличаются формой наконечника, их толщиной и назначением.

 

Флора (лат. Flora, floris - цветок). Древнеримская богиня цветов, весны, молодости, плодородия и земледелия. Флора являлась символом природы и культовой богиней, которой древние италийцы приносили жертвы в тех случаях, когда нарушалось равновесие природы (например, в случае лесных вырубок), а также в надежде, что она сохранит зерно и обеспечит сохранность росткам. Существовали святилища и храмы, посвященные этой богине, но жертвы могли приноситься и в лесу, в поле и т.д. Культ особенно был распространен в Средней Италии. Тит Таций установил ей в Риме алтарь. Позднее был воздвигнут храм Флоры. В Риме в честь Флоры существовали праздники - Флоралии, которые отличались разнузданным характером и в которых, по свидетельству Овидия, активное участие принимали проститутки. Флоралии также включали в себя игры и жертвоприношения (порой в жертву приносились пленные греки и галлы). .

 

Флорентийская мозаика. Художественная мозаика, возникшая в Италии во Флоренции в XVI веке. Флорентийская мозаика изготавливается из кусочков цветных камней, самоцветов и смальты. Форма камней зависит от контуров изображения и вырезаются в соответствии с ними, что способствует более тонкой передаче цвета и тона. Мастерами сохраняется натуральная текстура камня. Флорентийская мозаика изготавливается из агатов, сердолика, халцедонов, яшмы, обсидианов и т. д.

 

Фонарь (греч. phanos - свет, факел, маяк) 1. Осветительный прибор различной формы и дизайна, в котором находится искусственный источник освещения. Фонарь может быть как переносным, так и стационарным и служит для освещения окружающего пространства в темное время суток, а также для проектирования изображения на плоскость. Проекционный фонарь воспроизводит на экране исходное увеличенное многократно изображение предмета, рисунка или фотографии. Уличный фонарь служит для освещения городских и деревенских ландшафтов, автомобильных дорог. Такие фонари размещаются на специальных столбах или подвешиваются на проводах. Карманный фонарь, как правило небольшого размера, используется для автономного освещения. Уличные фонари также могут быть автономными (на диодных или солнечных батареях). 2. Фонарь в архитектуре — небольшое надкупольное навершие в виде башни с окнами, через которые подкупольное пространство освещается естесственным источником освещения. Фонарь может быть в форме застекленного отверстия в потолке помещения или лестничного проема.

 

Форма (лат. forma - вид, облик, лик, наружность) 1. Внешность, наружная оболочка, поверхность некоторого содержимого. Форма предмета, которая складывается из взаимного расположения контуров объекта. 2. Форма - установленный образец, определенный шаблон для оформления документов. 3. Печатная форма - поверхность с печатающими элементами, которая служит для тиражирования изображения на картон, бумагу, пергамент и т.д. 4. Форма для литья - специально изготовленная заготовка, литейная форма, заполняемая каким-либо жидким материалом (гипсом, металлом, пластмассой и т.д.). По высыхании материал затвердевает и вынимается из формы.

 

Фортуна (лат. Fortuna - судьба, случай). Богиня судьбы в древнеримской мифологии. Считалось, что Фортуна приносит счастье и удачу. Культ богини имеет италийское происхождение. В ее честь возводились храмы: храм Фортуны Примигении в Перенесте (первая половина III века до н.э.), храм Фортуны в Анции, храм богини Фортуны в Сиде и т.д. Местные жители приходили в храм, где обращались с вопросами к оракулу. Специальные таблички в храме Фортуны хранились в ящике из маслины, который источал приятный медовый аромат. Оракул как правило давал туманные и неоднозначные ответы. Люди верили, что Фортуна может изменить предначертанное и ставили ее выше Фатума. Летом 24 июня в честь богини устраивался праздник Fortis Fortunae. Ей посвящены множество алтарей. Фортуна в виде изображений, рельефов и статуэток присутствует в святилищах, домах, предметах быта. Ее изображение отчеканено на монетах, в качестве богини коммерческой удачи Изображается Фортуна в виде крылатой женщины, стоящей или опирающейся одной рукой на шар или колесо (символ изменчивости счастья и подвижности мира). В другой руке Фортуна держит рог изобилия или рулевое весло. Иногда Фортуна изображается с повязкой на глазах.

 

Форум (лат. forum - площадка). 1. Главная площадь в Древнем Риме - место для массовых собраний и диспутов по подобию Римского Форума. 2. Римский форум — центр Древнего Рима. Поначалу на площади функционировал рынок, который благодаря повседневному общению людей превратился в центр общественной и политической жизни. Форум включал в себя комиции - место народных собраний в Древнем Риме (Куриатные комиции, Центуриатные комиции, Трибутные комиции), а также курии (место заседаний Сената, где находилось одновременно 30 курий, имевших по одному голосу на собрании). 3. Императорский форум — ансамбль памятников архитектуры в Риме, место сосредоточения всемирно известных архитектурных сооружений и прилегающих к ним территорий. Императорский форум возводился в период с 46 до н. э. по 113 н. э.

 

Фреска, Аффреско (итал. fresco — свежий). Стенная роспись по сырой штукатурке. Фреска выполняется растворимыми в воде краскамми на основе казеинового клея. Краски впитываются в сырую штукатурку до некоторой глубины, а при высыхании на поверхности образуется прочная кальциевая пленка. Такая фреска более долговечна, нежеле более простая по технике исполнения а секко, роспись которой выполняется по сухой штукатурке. Фреска получила широкое распространение в Малой Азии, Греции, на Крите уже в период Эгейской культуры (Эгейская цивилизация 3000-1000 года до н. э.). Большой популярностью фресковые росписи пользовались в античном мире. Многие дворцы и усадьбы знатных вельмож были украшены изображениями животных, раститений, сцен охоты, маринами, баталиями или просто декоративным орнаментом, выполненными в технике фресковой живописи. В европейском средневековом христианском искусстве фреска уступала место мозаике и витражу. На Древней Руси техника стенной росписи была очень популярна. Художники работали в смешанной технике, совмещая живопись по сырой штукатурке с последующими правками, верхними прописками в темперно-клеевыми красками, где в качестве связующего использовали яйцо и различные виды клеев животного и растительного происхождения. В эпоху Возрождения в Италии эта техника достигла своего наибольшего развития и позже фреска распространилась по всей Европе. В XVIII века фреска была вытеснена настенной живописью масляными красками.

 

Фриз (франц. frise - завитой) 1. В архитектуре фриз - средняя часть антаблемента, расположенная между архитравом и карнизом. 2. Фриз в античном искусстве в ионическом ордере - непрерывная гладкая полоса, которая огибает здание и украшена скульптурным рельефом. В дорическом ордере лента фриза декорируется чередующимися триглифами и метопами. В коримфском и композитном орденах архитектурных ордерах фриз выполняется гладким либо украшается неглубоким сплошным скульптурным рельефом. 3. Фриз в декоративном искусстве — горизонтальная полоса декорированная орнаментом или узорчатым изображением, которая в виде плинтуса окаймляет верхнюю и нижнюю часть стены, мебели и т. д. Представляет собой орнамент 4. Фриз — выступ по верхней или нижней части столярного изделия. 5. Ковры фриз изготавливаются из высокого, сильно скрученного ворса.

 

Фундамент (лат. fundamentum основа, основание). В архитектуре - несущая конструкция, нижняя, опорная часть здания, которая большей своей частью или полностью находится в земле. Фундамент принимает на себя все нагрузки от верхних конструкций. Фундамент, как правило, изготавливаются из бетона, камня или дерева. Фундаменты бывают разных видов — ленточные, свайные, стакановые, столбчатые и плитные. При закладывании фундамента учитывают состав грунта, сейсмичность местности, близлежащие архитектурные постройки.

 

Фурнитура (франц. fourniture - принадлежности, от франц. fournir — доставлять, снабжать). Комплект из вспомогательных частей или деталей. Фурнитура используется в качестве декоративных и конструктивных элементов при изготовлении некоего предмета. Фурнитура для мебели включает в себя замки, защёлки, ручки, накладки, петли и т.д. Фурнитура для обуви и кожгалантереи: хольнитены, шнурки, молнии, пряжки, украшения, крючки, петли. Фурнитура для бижутерии: бисер, бусины, войлок, Лэмпворк, кристаллы, подвески, штифты, основы для колец, замочки для серег, клипс, колец и другие декоративные элементы. Строительная фурнитура: замки, ручки, коннекторы, доводчики. Фурнитура может быть для окон, для стекла, для душевых кабин и т.д. Фурнитура, часто изготовляется на отдельном производстве в силу особенностей технического производства.

 

Футуризм (лат. futurum — будущее). Художественное авангардистское направление в искусстве конца XIX начала XX веков. Футуризм особенно был распространен в Италии, Франции и России. Названия происходит из «Манифеста футуризма» Томмазо Филиппо Маринетти, итальянского поэта. Футуризм подразумевает бунт, анархичность, культ будущего и отрицание традиционной культуры. Манифест призывал молодых итальянских художников, писателей и поэтов к поискам новых выразительных форм, ритмов, рифм. Тематически картины были посвящены современным достижениям человечества и техническому прогрессу. Русский футуризм — одно из течений русского авангарда; термин, используемый для обозначения группы российских поэтов, писателей и художников, перенявших положения манифеста Томмазо Филиппо Маринетти. Натан Исаевич Альтман, Давид Давидович Бурлюк, Казимир Северинович Малевич, Наталья Сергеевна Гончарова, Ольга Владимировна Розанова, Александра Александровна Экстер, Александр Константинович Богомазов.