рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Кабинет

Кадмий

Казеин

Камера обскура

Канон

Капитель

Караваджизм

Карандаш

Карикатура. Карикатуры

Карикатурист

Картина. Картины

Картон

Кисть, кисти

Керамика

Колорист

Колорит изображения

Коричневый

Краснофигурная вазопись

Краснофигурные вазы

Краска, краски

Ксилография

Культура

 

Кабинет (франц. cabinet - закрытое  помещение, ёмкость). Вид мебели, возникший в Испании на рубеже XVI-XVII веков и получивший впоследствие широкое распространение по всей Европе. Кабинет - небольшого размера шкаф с множеством выдвижных ящиков, закрывающихся дверцами, которые расположены на высоком подстолье.

 

Кадмий (греч. cadmea - цинковый, серебристый) - металл серебристого цвета с синеватым отливом. Сернистые соединения кадмия используют для изготовления красочных пигментов желтого, оранжевого и красного цветов: кадмий пурпурный, кадмий красный светлый, кадмий лимонный, кадмий оранжевый и т. д. Сульфид кадмия применяют как пигмент для стекла, фарфора, керамики и масляных красок.

 

Казеин(лат. caseus - сыр) Особый молочный белок, образующийся при свертывании молока под воздействием кислот. Казеин используется для изготовления казеинового клея. Казеин используется в качестве грунта для проклейки холста, а также при создании темперных красок: казеиново-масляная темпера. Казеин является связующим в казеиново-фресковой живописи.

 

Камера обскура (лат. camera obscura - тёмная комната, темный ящик). Устройство для точного построения изображения в перспективе. Камера обскура позволяет получать оптическое изображение объектов. Камера обскура представляет собой громоздкий, закрытый, светонепроницаемый ящик с отверстием в одной из стенок и экраном из стекла или тонкой бумаги на противоположной стороне камеры. Лучи света проходят сквозь небольшое отверстие и создают точную проекцию в виде перевернутого изображения на экране. Найболее широко камера обскура использовалась европейскими художниками XVII- XVIII веков для создания пейзажей, ведутов, портретов, бытовых зарисовок, карт местности.

 

Канон (греч. canon - отвес, измерительный прибор для определения прямых вертикалей, правило). Древнегреческий скульптор Поликлет разработал и изложил в сочинении "Канон" систему идеальных пропорций человека. В более широком смысле канон задаёт совокупность художественных приёмов или правил, обязательных в ту или иную эпоху. В разных стилях существуют свои каноны композиции и колорита, систем пропорций. Часто каноны связаны с религиозными предписаниями.

 

Капитель (лат. capitellum - головка). В классической архитектуре капитель - венчающая часть колонны, столба или пилястры и является переходом к горизонтальному архитраву. Используется во многих архитектурных стилях как древнего, так и современного мира. В древнем Египте капители украшались стилизованными цветками (например лотосовидные капители или в виде бутонов папируса) и стилизованными листьями пальмы. Античным классическим ордерам присущи свои особые, легко узнаваемые формы капители. Дорическая капитель представляет из себя круглую каменную подушку - эхин в сочетании с квадратной плитой - абака. Силуэт эхина образуется сложной кривой линией различной степени кривизны. Астрагала нет. Ионическая капитель — имеет на эхине с двух фронтальных сторон вылепленные округлые завитки — волюты, которые с боковых сторон соединяют валики, называемые балюстрами. Коринфская капитель имеет вазообразную форму (или форму колокола), украшенную завитками листьев-акантов. Абак имеет имеет вогнутые стороны - недрат, и поддерживается четырьмя большими и четырьмя малыми спиралевидными завитками. По окружности коринфской капители расположены в два ряда рельефные акантовые листья (8 малых листьев в нижнем ряду и 8 больших листьев вверхнем). Композитная капитель представляет собой сочетание элементов ионической и коринфской капители

 

Караваджизм. Стиль европейской живописи эпохи барокко, возникший в Риме в конце XVI века под влиянием творчества итальянского живописца Караваджо и его последователей. В караваджизме характерен особый интерес к игре света и тени на поверхности предметов и человеке, подчёркнутая реалистичность в изображении, в передаче материальности изображаемых обьектов. Светотеневые контрасты оказывали значительное влияние на композиционно-пластическое решение картины, ее живописный строй.

 

Карандаш. Письменная принадлежность или предмет для рисования, раскрашивания, черчения - деревянная палочка со стержнем из смеси глинистой массы с графитом, углем, свинцом, графитом или сухой спрессованной краской (цветные карандаши), обычно в деревянной или металлической оправе. Свинцовые и серебряные карандаши в металлической оправе получили распространение в XII - XVI веках. Они придавали штриху приятный темно-серый тон, но были очень токсичными. Очень популярный среди художников Возрождения итальянский карандаш, изготовливался из смеси черного глинистого сланца, порошка жженой кости, растительного клея. Он придает линии матовость и легкую интенсивность. Современный тип карандаша вошел в обиход в XVIII веке. Стержень изготавливается из смеси графитного порошка с глиной. Пастель, сангина - также являются разновидностями карандаша.

 

Карикатура. Рисунок, на котором комически или сатирически изображен кто-либо или что-либо.

 

Карикатурист. Художник-карикатурист, рисующий карикатуры.

 

Картина — произведение живописи, обладающее законченным характером (в отличие от эскиза и этюда) и самостоятельным художественным значением. В отличие от фрески или книжной миниатюры, картина не обязательно связана с определенным интерьером или определенной системой декорирования. Состоит из основы (холста, деревянной или металлической доски, картона, бумаги, камня), грунта и красочного слоя. Картина — один из наиболее типичных видов станкового искусства.

 

Картон (франц. carton, от итал. cartone, от carta — бумага). 1. Толстая, плотная и очень твердая бумага, толще сахарной и оберточной. 2. Подготовительный рисунок, эскиз, набросок на бумаге, который впоследствии переносят на основу (холст, стену, деревянную или металлическую доску).

 

Кисть. Укрепленный в рукоятке пучок ровных щетинок, волосков для нанесения на поверхность краски, клея, лака. Кисти для акварели, кисти для масла. Изготавливается из волоса пушных зверей(куница, белка, соболь) и из щетины животных. Удобны в использовании синтетические кисти.

 

Керамика (др.греч. — глина) — изделия из неорганических, неметаллических материалов (например, глины) и их смесей с минеральными добавками, изготовляемые под воздействием высокой температуры с последующим охлаждением. В узком смысле слово керамика обозначает глину, прошедшую обжиг. Однако современное использование этого термина расширяет его значение до включения всех неорганических неметаллических материалов. Керамические материалы могут иметь прозрачную или частично прозрачную структуру, могут происходить из стекла (см. ситаллы). Самая ранняя керамика использовалась как посуда из глины или из смесей её с другими материалами. В настоящее время керамика применяется как индустриальный материал (машиностроение, приборостроение, авиационная промышленность и др.), как строительный материал, художественный, как материал широко используемый в медицине, науке. В XX столетии новые керамические материалы были созданы для использования в полупроводниковой индустрии и др. областях
В зависимости от строения различают тонкую керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый) и грубую (черепок крупнозернистый). Основные виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор, фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики — гончарная керамика

 

Колорист (фр. coloriste, лат. color цвет) 1. Художник, умело использующий и сочетающий краски, мастер колорита.

 

Колорит изображения (итал. colorito, лат. color — краска, цвет) Соотношение красок в изображении, их взаимосвязь, согласованность цветов и оттенков по тону и насыщенности. Теплый, холодный, яркий колорит. Внешнее выражение колорита — живописность и красочность цветовых сочетаний в произведении.

 

Коричневый (от корица, уменьшительное от кора, то есть «цвета коры»). Буро-желтый цвет (цвета жареного кофе, спелого желудя). Неспектральный цвет, не входящий в палитру основных цветов. Получается при смешивании зелёного и красного цветов, оранжевого с синим и черным, а также желтого с пурпурным и синим. При этом получаются разные оттенки коричневого цвета, например коричнево-бурый, коричнево-золотистый, коричнево-красный, коричнево-черный.

 

Краснофигурная вазопись — один из наиболее известных стилей древнегреческой вазописи. Он появился приблизительно в 530 г. до н. э. в Афинах и просуществовал вплоть до конца III в. до н. э. За несколько десятилетий краснофигурная вазопись вытеснила господствовавшую до этого чернофигурную вазопись. Своё название краснофигурный стиль получил благодаря характерному соотношению цветов между фигурами и фоном, прямо противоположному чернофигурному: фон — чёрный, фигуры — красные. Главными центрами производства краснофигурной керамики помимо Аттики были гончарные мастерские в нижней Италии. Краснофигурный стиль восприняли многие регионы Древней Греции. Значимый вклад в развитие этого стиля внесли вазописцы Этрурии.

 

Краснофигурные вазы из Аттики распространились по всей Греции и за её пределами и долгое время занимали лидирующее положение на рынке тонкой керамики. Лишь немногие гончарные мастерские могли сравниться по качеству, производительности и богатству творческих идей с вазописцами из Афин. До нашего времени сохранилось более 40 тысяч экземпляров и фрагментов краснофигурных ваз, созданных в Афинах, и более 20 000 — созданных в нижней Италии. Краснофигурная вазопись основательно исследована археологами. Установлена принадлежность значительного количества объектов керамики конкретным группам вазописцев. Изображения на краснофигурных вазах являются важным источником информации для культурно-исторических исследований повседневной жизни, иконографии и мифологии Древней Греции.

 

Краска, Краски. Общее наименование для состава цветных красящих веществ, предназначенных для непосредственного использования в сфере быта, придающий тот или иной цвет предметам, которые ими покрываются или пропитываются. По химическому составу пигменты и изготовленные из них краски разделяются на минеральные (неорганические соли или оксиды металлов) и органические (соединения растительного или животного происхождения). И те и другие могут быть естественными (природными) и искусственными (синтетическими). Масляные краски, акварельные краски, акриловые краски, темперные краски, гуашевые краски. 2. Тон, колорит, цвет (на картине, в природе, а также вообще в изображении чего-нибудь).

 

Ксилография (от греч. xylon – дерево и grapho – пишу). Вид гравюры - получение изображения с плоской поверхности деревянной формы, покрытой краской (краска наносится только на выступающие части рельефа доски). Существуют два основных типа ксилографии. "Обрезная" ксилография выполняется на досках  из мягких пород дерева, распиленных вдоль своих волокон.  Линии и пятна рисунка обрезаются ножом, а промежутки между ними выбираются долотом. Обрезная ксилография была широко распространена в Европе в XIV - XV веках. Гравюрам, сделанным в этой технике А. Дюрером присущи контрастные соотношения черного и белого. Европейские мастера цветной ксилографии: Х. Бургкмайр, Х. Бальдунг, Л. Кранах Старший. Ксилография мастеров японской школы укиё-э (XVII век) впечатляет своим техническим совершенством и утонченным вкусом. Японские мастера цветной ксилографии: Судзуки Харунобу, Китагава Утамаро, Тёсюсай  Сяраку, Кацусика Хокусай, Андо Хиросигэ. "Торцовая" ксилография была изобретена в Англии в конце XVIII века. Т. Бьюик разработал новую технику с использованием досок твердых пород дерева, распиленных поперек волокон. Штрихи прорезаются штихелем (специальным острым инструментом). Путем наслоении подобных штрихов можно подбирать цвет и тон разной степени насыщеноости и яркости. "Торцовая" ксилография широко применялась в печатании репродукций.

 

Культура (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание). 1. Совокупность производственных, общественных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества. Различают материальную и духовную культуру. В более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей. 2. Уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности. 3. Степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.