рус eng

Серов Валентин Александрович. Биография художника

Валентин Александрович Серов

   Валентин Александрович Серов родился 7 января 1865 года в Петербурге, в семье знаменитого русского композитора А. Н. Серова. Его мать В. С. Серова, урожденная Бергман, тоже была композитором и пианисткой. В их доме часто собирались знаменитые художники и скульпторы. Серов с девяти лет начал посещать творческую мастерскую И. Е. Репина, сначала во Франции, а затем в Москве, где брал уроки рисунка и живописи. Учитель и ученик рисовали вместе и Серов мог непосредственно наблюдать за работой мастера. Серов бывал с Репиным в доме Мамонтовых, участвовал в их домашних спектаклях.
В 1880 году Серов поступает в Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Здесь его главным наставником был
П. П. Чистяков. Серов работал в одной мастерской с Врубелем и Дервизом. В 1884 году, вскоре после получения в Художественной Академии малой серебряной медали за этюд с натуры, он бросает учебу, попросив об отпуске "по состоянию здоровья"  и начинает самостоятельную работу.
В 1888 году Серов пишет два прославивших его портрета: «Девушка, освещенная солнцем» (Москва, Третьяковская галерея) и портрет В. С. Мамонтовой «Девочка с персиками» (Москва, Третьяковская галерея). Сам Серов считал эти работы лучшими в своем творчестве. Модели и окружающая среда неотделимы друг от друга. Серов не воспринимает окружение как фон, картина строится на сложных переходах оттенков цвета.
     Валентин Александрович Серов. Девочка с персиками Валентин Александрович Серов. Девушка, освещенная солнцем
   Серов всегда ценил в человеке артистическое начало, искал возможность увидеть это качество в модели. Любил писать артистов - оперных певцов и актеров драматического театра. К началу 90-х относится живописный портрет художника Константина Коровина. Весь образный строй картины говорит о том, что перед зрителем художник: поза Коровина, его одежда, интерьер с висящими на стене картинами, красной обивкой дивана и полосатой красно-белой подушкой. В портретах итальянских певцов Анджело Мазини и Франческо Таманьо уже проявилась одна из особенностей Серова - портретиста не изображать характер как таковой, а заострять внимание на определенном аспекте личности.
С 1894 года Серов является членом Товарищества передвижных художественных выставок (так называемые «передвижники»).
   Серов становится популярным портретистом. В 1900 году за «Портрет великого князя Павла Александровича» (1897 год) он получил Grand prix на Всемирной Парижской выставке. Это декоративный, ритмично закомпонованный портрет. В портрете значительную роль играет освещение: выделяется фигура князя, залитая солнечным светом на фоне блестяще написанного черного коня и конной армии. Сам же князь выглядит спокойным и сдержанным.
     Валентин Александрович Серов. Портрет художника К. А. Коровина   Валентин Александрович Серов. Портрет великого князя Павла Александровича
    В портретах С.М.Боткиной (1899 год) и княгини З.С.Юсуповой Серов заставляет играть обстановку, детали. На красивых дамах парадные платья и детали интерьера, как ажурная рама обрамляют этих женщин. В картинах доминируют серебристые тона, характерные и для более поздних работ Серова. В этих картинах художник очень много времени уделяет передаче характера моделей, постоянно возвращаясь к уже написанному лицу и внося изменения.
          Валентин Александрович Серов. Портрет С.М.Боткиной   Валентин Александрович Серов. Портрет княгини З.С.Юсуповой                  В 1899 году Серов пишет групповой портрет «Дети». В этой картине художник рисует двух своих сыновей на веранде у Финского залива. Серов изобразил случайно увиденную сцену из реальной жизни. Он мастерски передал пластику детских фигур, непосредственность их движений, наивность и открытость выражений на их лицах.
    В детских портретах Серов предстает перед нами как тонкий психолог. В портрете «Мика Морозов» точно нашел и жест и позу чем-то заинтересовавшегося мальчика. Мика, снедаемый любопытством, весь вытянулся и даже приподнялся в кресле. В одном только взгляде мальчика художник раскрывает весь мир его детских переживаний.
   Валентин Александрович Серов. ДетиВалентин Александрович Серов. Мика Морозов
    Один из лучших портретов Валентина Серова «Портрет М.Н.Ермоловой» (1905 год). Монументальная по духу картина, в которой Серов выразил самую суть великой русской драмматической актрисы. Как большинство работ Серова, портрет Ермоловой сдержан по колориту. Фигура самой актрисы решается не объемно, как в предидущих его полотнах, а плоским декоративным пятном. Это была его первая картина, которая отвечала общей направленности стиля модерн.
Вслед за ней Серов создает серию портретов, написанных в этом же ключе: «Портрет Г. Л. Гиршман» (1907 год),  «Портрет И.А.Морозова» (1910 год)  «Портрет В.О.Гиршман» (1911 год), «Портрет княгини О.К.Орловой» (1911 год) и другие.   
    Валентин Серов в своем творчестве часто обращается к жанру пейзажа. Его интересуют простые, непритязательные деревенские мотивы. Он рисует обычные явления: деревню с покосившимися избами и сараями, небо закрытое тучами, осенние и зимние поля и перелески, крестьян, погруженных в свою каждодневную работу  и домашних животных. Одна из его ранних картин «Заросший пруд. Домотканово» (1888 год) отличается сложным сочетанием множества зеленых и серых оттенков. В картинах «Октябрь.Домотканово» (1895 год),  «Баба в телеге» (1896 год), «Баба с лошадью» (1898 год), «Стригуны на водопое» (1904 год) перед зрителем возникают фрагменты из реальной однообразной жизни деревенской России. Однако со второй половины 1900-х годов пейзаж как самостоятельный вид живописи уже почти не занимает Серова.
Валентин Александрович Серов. Баба с лошадью
    В сюжетных картинах на смену бытовому жанру приходит исторический. Иллюстрации к изданию Кутепова «Царские охоты» наполнены бытовыми реалиями и в то же время воплотили романтическую мечту о прошлом. «Выезд Петра II и Елизаветы Петровны», «Выезд Екатерины II на соколиную охоту», «Юный Петр на псовой охоте» (1900-1902 годы) выполнены с блестящим мастерством. В них не содержится каких-либо значительных исторических событий, художник стремится передать дух эпохи.

  Валентин Александрович Серов. Выезд Петра II и Елизаветы ПетровныВалентин Александрович Серов. Выезд Екатерины II на соколиную охоту

    Картина «Петр I» (1907 год) выполнена по заказу издателя Кнебеля к школьной серии книг на сюжеты русской истории. Петр I изображен на строительстве Петербурга, величественный и суровый. Тема Петра I сильно заинтересовала Серова и он впоследствие использовал другие сюжеты -  «Петр в Монплезире», «Кубок Большого орла», «Петр на работах», правда они так и не были завершены.

Валентин Александрович Серов. Петр I

    В нескольких вариантах картин на мифологический сюжет «Одиссей и Навзикая» Серов меняет пейзаж, масштабные соотношения неба, суши и моря, а центральная композиционная часть, Навзикая на колеснице в сопровождении Одиссея и своей свиты, остается практически без изменений. В разных вариантах сильно меняется формат картины, расстояние между фигурами и общая цветовая гамма.

Валентин Александрович Серов. Одиссей и Навзикая

 «Похищение Европы» кроме живописных и графических имеет и скульптурные варианты. Для фигуры Европы Серов сделал множество набросков с натурщицы.

 Валентин Александрович Серов. Одиссей и НавзикаяВалентин Александрович Серов. Похищение Европы
   Большой интерес представляют иллюстрации Серова к басням Крылова. Художником были сделаны многочисленные подготовительные эскизы и наброски с животных. Многие из них отличаются друг от друга всего лишь незначительными деталями. В этих графических работах линия стала более наполненной и самоценной.  Серов стремился воплотить через образ зверей сокровенный смысл бытия всего живого на земле.

 

   А.Н. Бенуа так охарактеризовал живопись Валентина Серова: "Серова, в сущности, и считают у нас портретистом; но именно деятельность этого мастера лучше всего подтверждает, что художники последнего фазиса русской живописи плохо укладываются в рамки и категории."