рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Павильон

Пагода

Палаццо

Палеолит

Палитра

Пальма. Пальмовая ветвь

Памятник

Пан

Панно

Панорама

Пантеон

Папирус

Папье-маше

Парк

Парфенон

Пастель

Пастозная техника. Пастозность

Пегас

Пентаграмма

Первобытное искусство

Пергамент

Передвижники

Перо

Персей

Перспектива

Перстень

Пигмент

Пирамиды

Плафон

Пленэр

Подиум, подий

Подрамник, подрамок

Поза. Позировать

Поп-Арт

Портрет. Портреты

Прерафаэлиты

 

Павильон (франц. pavillon, лат. papilio - бабочка). В архитектуре - небольшая изолированная садово-парковая постройка предназначенная для отдыха, развлечения, украшения ландшафта. Первоначально павильоны возводились для особых событий, (праздники, банкеты, переговоры, балы) и носили временный характер. В XVII веке павильон превратился в более основательное строение, который использовался в особых случаях. Павильоны стали неприложной частью комплексных усадебных сооружений Европы и России.

 

Пагода (португальск. pagoda от малайск. - бхагават, священный, славный) . В архитектуре буддийское или индуистское культовое сооружение, храм в форме многоярусной, суживающейся кверху башни. В средневековье в разных странах Восточной и Юго-Восточной Азии к пагодам относят разные типы сооружений. Пагоды - буддийские ступы, которые как правило предназначались для хранения священных предметов и рукописей или являлись мемориальными комплексами. Пагоды - многоярусные башни, используемые как храмы.

 

Палаццо (итал. palazzo, лат. palatium - дворец). Архитектурное сооружение итальянского Возрождения XV-XVI века и барокко: дворц, богатый городской особняк. Палаццо представляло собой двух-, трех- и четырехэтажное здание, фасад которого выходил на улицу, а внутренний двор был окружен арочными галереями. Фасады палаццо декорировались ордерными элементами, рельефами и скульптурой.

 

Палеолит (греч. palaios - древний, греч. lithos— камень). Первый исторический период каменного века от 2 миллионов до 12 тысяч лет до н. э. Палеолит знаменуется началом использования каменных орудий быта.

 

Палитра (франц. palette - пластинка). 1. Небольшая тонкая дощечка прямоугольной или овальной формы с небольшим отверстием для большого пальца руки. Палитра предназначена для смешивания красок. Палитра также может быть изготовлена из жести, прозрачного или матового стекла, фаянса, пластика и других материалов. 2. Палитра художника - перечень красок, особое расположение их на палитре, свойственное только отдельно взятому художнику. 3. Палитра - набор цветов, цветовой строй картины, или произведений в рамках одной художественной школы или художественной мастерской . Близкие понятия для слова «палитра»: колорит, цветовая гамма.

 

Пальма. Пальмовая ветвь (лат. Palmae - cемейство однодольных растений, нем. palme, лат. palma - ладонь (по сходству листьев дерева с ладонью руки)). Стилизованная пальмовая ветвь - один из самых распространенных мотивов в орнаменте Ближнего Востока и Египта. В античной культуре пальмовая ветвь была символом победы в спортивных соревнованиях и военных баталиях, символом мира и процветания. «Золотая пальмовая ветвь» Каннского кинофестиваля является самым почетным призом и присуждается за лучший фильм (фильмы). Плоды и древесина многих видов пальм используются для изготовления декоративных украшений, мебели, для постройки простых жилищ.

 

Памятник. Художественное произведение, сооружение, монумент предназначенный для увековечения памяти людей, событий, объектов, мифических или литературных персонажей. Памятник несет мемориальную функцию, созданный в прошлом он является носителем духовных, культурных и эстетических ценностей, сохраняясь в памяти народов. Существуют различные виды памятников: скульптурная группа, статуя, рельеф, барельеф, триумфальная арка, обелиск и т. д.

 

Пан (греч. Pan - господин, пастух, страж) В древнегреческой мифологии божество лесов, стад, охотников и пастухов, спутник Диониса. Пан был сыном Гермеса и нимфы Дриопы (сын Зевса и Ойнеиды). Пан изображался в виде получеловека с козлиными ногами, копытами, рогами и длинной бородой. Когда Пан родился, Гермес отнес его на Олимп. Но Пан вернулся в леса и горы, где играл на свирели, развлекая нимф и менад, водил с ними хороводы, весело беззаботно проводя все свое время.

 

Панно (франц. panneau - доска, щит, лат. pannus – кусок ткани). В интерьере - декоративное изображение, служащее украшением стен или потолков, как правило в орнаментальном обрамлении (лепнина). Живописное панно - фреска, сграффито, картина на холсте, прикрепленные к потолку или стене. Панно может быть скульптурное, рельефное, изразцовое. Панно предназначено для долгосрочного украшения интерьера.

 

Панорама. (греч. pan - все, horama - вид, зрелище).Композиция в картине, рисунке, фотографии, охватывающая широкое пространство. Панорама - круговой обзор окружающей местности. Спортивная панорама. Панорама ТВ. Панорама улиц. Панорама военных сражений. Панорама события. Музей-панорама

 

Пантеон (греч. pan - все, theos - бог) 1. Храм или святое здание, посвященное всем богам какой-либо религии или мифологии. В Античности пантеон представлял из себя круглое в плане здание, что выражало равное положение богов. 2. Пантеон - группа богов принадлежащих к какой-либо религии или мифологии. Древнегреческий божественный пантеон: Зевс, Гера, Афродита, Гефест, Арес, Афина, Артемида, Аполлон, Гермес, Посейдон. Пантеон славянских богов: Перун, Рожаница, Макошь, Сварог, Ярило, Стрибог и другие. Пантеон в Древней Греции, Риме, на Руси и других странах был основой общественного развития.

 

Папирус (греч. papyrus, греч. papiros). Тропическое растение, стебли которого служили для изготовления писчего материала. Папирус в древности использовался в Египте, Греции, Риме и других странах. Папирус послужил мотивом для создания орнаментов.

 

Папье-маше (франц. papier-mache: papier - бумага, mache - жевать). Техника изготовления различных форм небольшого размера из нескольких склеенных слоев бумаги или картона. Из папье-маше делают рельефные муляжи, украшения, маски, театральные игрушки, бутафорию, шкатулки, мебель. Основой являются гипсовые или глиняные модели.

 

Парк (нем., англ. park, лат. parricus - загон, ограда) Огражденная или открытая, предназначенная для отдыха территория с зелеными насаждениями. Парковое искусство зародилось в Китае. В Европе впервые парки появились во Франции, где в XVII веке возник один из основных типов парковых композиций - регулярный парк (или французский парк). В середине XVIII века появился естесственный, пейзажный парк (или английский парк). Городские парки в Европе стали общедоступными только в XIX веке. Существуют различные типы парков: ботанический парк, зоологический парк, национальный парк, парк культуры и отдыха, парк развлечений и т. д.

 

Парфенон (греч. Parthenos - девичье помещение, комната). Памятник античной архитектуры, являющийся частью ансамбля афинского Акрополя. Древнегреческий храм богини Афины, покровительницы Афин и всей Аттики. Парфенон был построен в 448 - 438 до н. э. Калликратом и Иктином и после чего был украшен под руководством Фидия в форме дорического периптера. Парфенон является символом древнегреческой архитектуры. В настоящее время ведутся реставрационно-восстановительные работы.

 

Пастель (лат. pasta — тесто). 1. Группа художественных материалов, применяемых в графике и живописи. Чаще всего выпускается в виде мягких, приглушенного тона мелков или цветных карандашей без оправы, имеющих форму круглых брусков или брусков с квадратным сечением. Изготовляются из спрессованных и растертых в порошок цветных пигментов, мела, гипса и связующего вещества. Мел придает пастели некоторую белесость. Пастель сохраняет свежесть цвета практически без изменений, поверхность произведения бархатистая. 2. Пастель - рисунок выполненный пастельными карандашами. Выставка пастелей.

 

Пастозная техника. Пастозность (лат. pasta - тесто, итал. pastoso - тестообразный). Живописная техника работы плотными, непросвечивающими, кроющими, рельефными слоями, мазками краски. Пастозная, то же, что корпусная техника живописи; по значению противоположна лессировке. Пастозный мазок - рельефный, густой мазок неразжиженной краски.

 

Пегас (греч. Pegasos - ключевой, родниковый). В древнегреческой мифологии крылатый конь, рожденный из крови Медузы Горгоны, после того как Персей отрубил ей голову. Пегас летал с быстротой ветра, на нем Персей совершал свои подвиги. Гора Геликон от музыки и пения Аполлона и Муз, стала расти до неба. Пегас ударил в его вершину копытом и остановил рост, а на месте удара появился священный источник Гиппокрена (Ключ коня). Пегас служил музам, являясь их вестником. Поэтому конь Пегас - символ вдохновения у поэтов.

 

Пейзаж (франц. paysage, от pays - страна, местность). 1. Жанр изобразительного искусства, предметом изображения которого является природа или реально существующие или вымышленные виды местности, ландшафта (лес, поле, горы, роща, деревня, город) Пейзаж нередко является второстепенным в композиции картины, являясь фоном на котором разворачивается основной сюжет. Городской архитектурный пейзаж - ведута. Морские виды - марина. Деревенский пейзаж -пастораль и т. д. 2. Пейзаж - живописное полотно, графика с изображением ландшафта местности. 2. Пейзаж - реальная местность, ландшафт, слущащие объектом для изображения или фотографии.

 

Пентаграмма (лат. pentagramma, лат. pente пять и gramma - начертание, линия). Правильная пятиугольная звезда, построенная из равнобедренных треугольников, равных по высоте. Пентаграмма - фигура, образованная совокупностью всех диагоналей правильного пятиугольника. Окружность, разделенная на пять равных частей и вписанные в нее прямые пятиугольника во всех своих отрезках связаны правилами золотого сечения. Пентаграмма - древний магический знак. Пятиугольная звезда - символ братства пяти начал: огня, земли, воды, дерева, металла.

 

Первобытное искусство. Различные виды искусства каменного века (палеолит). В верхнем палеолите оно представлено наскальной пещерной живописью, скульптурой из кости и камня и барельефом на кости и камнях. Одна из самых известных пещер с изображением бизонов и лошадей - испанская пещера Альтамира, откратая испанским археологом М. Саутуолом. Известно несколько десятков пещер с монохромной палеолитической живописью (для изображений использовались «земляные краски» - охра желтая, охра красная и т. д.). Первые изображения были нарисованы контурными линиями, позднее они становятся многоцветными и объемными. Рисунки передавали характерные особенности животных и имели магическое значение.

 

Пергамент (гр. pergamenos город Пергам в Малой Азии). 1. Кожа животных обработанная особым образом. Обширно использовалась до изобретения бумаги. Пергамент изготавливался из шкур овец, коз, телят, свиней и т. д. Шкуры промывались, вымачивались в известковом растворе, из них удалялся волос. После дубления различными химическими составами шкуры шлифовали и выглаживали пемзой, втирая в пергамент меловой порошок, муку, белки, которые придавали пергаменту светлый оттенок. Пергамент можно использовать с обеих сторон листа и использовать повторно. 2. Сорт бумаги, не пропускающей жиров и влаги.

 

Передвижники. Творческое объединение художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок России конца XIX века - начала XX века. Крупнейшее прогрессивное движение демократического реализма в русском изобразительном искусстве. После "бунта четырнадцати" и выходе из Академии ее лучших выпускников - конкурентов на большую золотую медаль, они объединились в творческое содружество, объявив себя независимой организацией. В 1870 году Передвижники были официально утверждены правительством. Это была первая Артель свободных художников. Возглавил товарищество И. Н. Крамской. Передвижники противопоставляли свое творчество официальному академическому стилю, стремясь приблизить искусство к народу и сделать его общедоступным. Передвижники вели активную просветительскую деятельность, отсюда появилась идея о создании передвижных выставок по городам России (с чем связано и название «передвижники»). В состав передвижников входили такие художники как: В. Г. Перов, И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, И. Е. Репин, А. К. Саврасов, М. К. Клодт, М. П. Клодт, Н. Н. Ге, Н. Е. Маковский, К. Е. Маковский, И. В. Савицкий, В. М. Максимов, В. И. Якоби, И. М. Прянишников, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, Н. А. Ярошенко, А. И. Корзухин, Н. Н. Дубовской, В. М. Васнецов, К. В. Лемох, В. Д. Поленов, Н. К. Пимоненко, К. Ф. Гун, Н. В. Неврев, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. И. Левитан, В. Н. Бакшеев, В. К. Бялыницкий-Бируля, А. Е. Архипов, М. В. Нестеров, Н. А. Касаткин, С. В. Иванов.

 

Перо. 1. Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью. Если кончик пера имеет округлую форму,то при работе с медленно высыхающей тушью ее можно разбавлять растворителями или спиртом. Перо с заостренным концом используется для нанесения контуров деталей, штрихов при свето-теневой обработки предмета. Перья с широким концом применяют для работы на больших поверхностях или для шрифтов. 2. До появления стальных перьев: орудие для писания чернилами - расщепленное и отточенное гусиное перо.

 

Персей (греч. Perseos). В древнегреческой мифологии герой, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия. Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды. По предсказанию оракула царю Акрисию суждено было погибнуть от руки сына его дочери Данаи. Акрисий заключил Данаю в медную башню, куда смог проникнуть в виде золотого дождя полюбивший ее Зевс ("Даная" Рембрандт). После того как Даная родила Персея, Акрисий поместил дочь и внука в ящик и бросил в море. Ящик прибило волнами к острову Серифос, где Персей сначала воспитывался рыбаком Диктисом. Царь Полидект отправил Персея за головой Медузы Горгоны, взглянув на которую все живые существа превращались в камень. При помощи богов Афины и Гермеса Персей победил Медузу Горгону. В Персии Персей с помощью крылатого коня Пегаса освободил царскую дочь Андромеду, котороя должна была стать жертвой для морского чудовища. Андромеда стала его женой и родила впоследствии Персею дочь (Горгофона) и сыновей (Перс, Алкей, Сфенел, Элей, Местор, Электрион и Горгофона). Вернувшись на Сериф, Персей при помощи головы Медузы Горгоны обратил Полидекта и его последователей в камни. Персей на спортивных играх метнул диск в сторону зрителей и убил Акрисия. После этого происшествия Персей уступил аргосский трон родственнику Мегапенфу, а сам стал правителем Тиринфа. По легенде Персей является основателем Микен. Персей был убит Мегапенфом.

 

Перспектива (франц. perspective, лат. perspicere смотреть сквозь, проникать взором, ясно видеть, постигать). 1. Методическая система изображения на плоскости трехмерного пространства, наука видения пространства. Существуют несколько видов перспективы: обратная перспектива, параллельная перспектива, линейная или прямая перспектива, ортогональная проекция, сферическая перспектива, воздушная перспектива, тональная перспектива, панорамная перспектива и т. д. Ими обуславливаются законы перспективы. Обратная перспектива применялась в средневековье в Европе, Византии и России (фресковая живопись, центром схода перспективных линий был зритель). Параллельная перспектива получила развитие в искусстве Китая и Японии. Линейная или прямая перспектива была разработана в Италии в эпоху Возрождения. Является основой всего реалистического искусства как прошлых лет, так и современности. Линейная перспектива имеет фиксированную точку зрения и точки схода параллельных линий на линии горизонта и связанное с этим пропорциональное уменьшение предметов по мере их удаления от переднего плана. Воздушная и цветовая перспективы были разработаны художником Леонардом да Винчи. Законы воздушной перспективы - законы влияния воздушной среды на очертания, цвет и тон предметов. Сферическая перспектива была разработана в конце XIX - начале XX веков подразумевала точку зрения сверху, со стороны земной сферы, несколько точек зрения, наклон вертикальных осей к центру. Сферическая перспектива нашла применение в творчестве русского художника Петрова-Водкина. В изобразительном искусстве перспектива является одним из основных выразительных художественных средств.

 

 

Перстень (др. русск. перст - палец). Перстень - предмет ювелирного искусства, кольцо, выполненное из благородного метала (золото, серебро) с небольшим рельеом (контррельефом) или с установленным драгоценным камнем, янтарем. Перстень является традиционным мужским ювелирным украшением. В золотые перстни для печати закреплялись разные камни - инталии.

 

Пигмент. Художественный пигмент. Порошки определенных химических структур. Пигменты - порошки или твердые частицы, имеющие твердую основу, которые не должны ни в чем растворяться. Пигменты делятся на два класса: минеральные (охра, марс, сиена; такие пигменты добывают из недр земли, они находятся в различных соединениях металлов) и органические (получают из растений и животных организмов..

 

Пирамиды (греч. piramis пирамидальный). Монументальные сооружения в форме пирамиды, воздвигаемые в Древнем мире (Египет, Месопотамия, Америка). Пирамиды имеют форму правильных многогранников (прямоугольные или квадратные в плане) с гладкими сторонами, пирамиды так же могут быть ступенчатыми. В египте являются гробницами фароонов и крупных чиновников, На Ближнем и Среднем Востоке, в Странах Южной Америки (страны доколумбовых культур: ацтеки, майя, Теутчитлан) пирамиды использовались в качестве храмов или монументов. Крупные египетские пирамиды: Пирамида Аменемхета I, Пирамида Аменемхета II, Пирамида Джосера, Пирамида Хеопса или Великая пирамида Гизы, Пирамида Хефрена и другие. Пирамиды доколумбовых культур: Пирамиды ацтеков (в Мексике), Пирамида Солнца и Пирамида Луны в Теотиуакане, пирамида Уицилопочтли в Теночтитлане, Каральская пирамида в Перу и другие. Существуют менее известные пирамиды в Нубии, Риме, Китае, и других странах.

 

Плафон (франц. plafond потолок). Перекрытие какого-либо помещения (плоское, сводчатое или купольное), потолок или часть его, украшенные произведением монументально-декоративной живописи, рельефом или скульптурой. Живописные техники на плафонах могут быть различными: фреска, масляная живопись, клеевая живопись, панно (живопись написанная на холсте прикрепляемом к потолку). В европейских странах XVII - XIX веков плафон широко применялся как часть декоративного убранства церквей и парадных дворцовых помещений.

 

Пленэр (фр. en plein air открытый воздух). 1. Живопись на открытом воздухе, изображение объектов при естественном свете и в естественных условиях окружающей среды (в противоположность живописи в мастерской). 2. Правдивое отражение красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха. Живопись при естественном свете была известна давно и использовалась в основном для создания эскизов. Пленэр появился в XIX веке в Великобритании (Джон Констебль и Ричард Паркос Бонингтон) и во Франции, когда художники барбизонской школы начали создавать свои картины на открытом воздухе (Камиль Коро, Пьер-Этьен-Теодор Руссо, Жан Франсуа Милле, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон). Во второй половине XIX века в картинах импрессионистов краски, передающие естесственные цвета природы, зазвучали с особой силой (Клод Моне, Огюст Ренуар, Камиль Писсарро, Берта Моризо, Альфред Сислей и Жан Фредерик Базиль и другие ). Одновременно в России Константин Коровин открывает технику импрессионистической живописи. Пленэром занимаются русские художники Исаак Левитан, Василий Поленов, Владимир Серов, Игорь Грабарь, Архип Куинджи и другие.

 

Подиум, подий (лат. podium). 1. В архитектуре Древнего Рима - высокое, прямоугольное основание храма со ступенями на торцовой стороне здания (на главном фасаде); в древнеримском цирке - возвышение с креслами для императора и его приближенных. 2. Скульптора и художники используют подиум для постановки натурщика, манекенщиков. Такой подиум представляет из себя деревянное, устойчивое возвышение в виде широкого, невысокого стола.

 

Подрамник, подрамок. Остов в виде рамы, изготовленный из дерева, на который натягивается холст для живописи масляными красками, темперой, акрилом, реже пастелью. Законченная картина вставляется в раму (отсюда происхождение слова подрамник). Раздвижной подрамник изготавливается с пазами для клинышков. Холст натягивается на подрамник без клиньев. Клинья используются при провисании холста из-за излишней влажности окружающей среды. Клинья раздвигают подрамник и холст натягивается. На самом остове есть небольшой скос во внутреннюю сторону, благодаря которому холст при проклейке холста не приклеивается к подрамнику.

 

Поза. Позировать (фр.pose - установка, закрепление). Фиксированное положение тела натурщика, его изображение в рисунке, картине, скульптуре. Величественная поза, принять удобную позу и т.д. Позировать. Принять определенную позу, чтобы служить предметом изображения художнику, скульптору или фотографу

 

Поп-Арт (англ. pop art от popular art - популярное, естественное искусство). Художественное направление в западно-европейском и американском изобразительном искусстве 1950—1960-х годов. Поп-Арт использует не изобразительные, а реальные образы продуктов потребления. Поп-Арт демонстрирует объекты действительности, образ массовой культуры, смещая смысловые акценты и помещая их в иной контекст. Термин «поп-арт» впервые прозвучал в статье английского критика Лоуренса Эллоуэя. Первые художники, работающие в стиле Поп-Арт были Питер Блек, Джо Тилсон и Ричард Смит (Великобритания). Но первой работой, получившей статус иконы поп-арта, был коллаж Ричарда Хамилтона «Что делает наши сегодняшние дома такими разными, такими привлекательными?» (1956)Поп-арт приходит на смену абстрактному экспрессионизму, ориентируясь на новую образность, создаваемую средствами массовой информации и рекламой.

 

Портрет (франц. portrait - изображение). Жанр изобразительного искусства, объектом изображения которого является человек. Портрет наиболее точно воспроизводит внешние характеристики портретируемого, его внутренний мир, изображая конкретного, реального человека или группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности. Портрет передает индивидуальное сходство. К жанру портретного искусства относятся: поясной портрет, бюст, портрет с руками, портрет в полный рост, групповой портрет, портрет в интерьере, парадный портрет, портрет в пейзаже. Также портрет может включать и изображения животных. Портрет исполняется в живописи, графике, гравюре, скульптуре и т.д.

 

Прерафаэлиты (англ. preraphaelites - лат. prae - перед, впереди, Rafael - имя художника). Художественное направление в европейской поэзии и живописи середины XIX века. Художники прерафаэлиты стилистически придерживались идеалов поздней готики и раннего итальянского Возрождения («прерафаэлиты» - художники до Рафаэля, Леонардо, Тициана, Микеланджело и других). Их творчество шло вразрез с бытовавшими традициями Викторианской эпохи и академическим стилем, а герои отличались подчеркнутым романтизмом и стилизованностью. Художники прерафаэлиты: Уильям Холман Хант, Джон Уильям Уотерхаус, Джон Эверетт Милле, Артур Хьюз, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Уолтер Крейн.