рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

♦ Абстракционист

♦ Автопортрет

♦ Академизм

♦ Акварелист

♦ Акварель

♦ Акварельные цветные карандаши

♦ Акватинта

♦ Акрил

♦ Акрополь

♦ Аллегория

♦ Алтарь

♦ Ампир

♦ Анималист

♦ Анимализм, Анималистический жанр

♦ Античность

♦ Архитектоника

♦ Архитектор

♦ Архитектура

♦ Арка

 

Абстракционизм (лат. abstractio — отвлечение). В изобразительном искусстве 20 века: направление, последователи которого в живописи и скульптуре изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм, цветовых пятен и линий. Абстрактные картины через определённые цветовые сочетания и геометрические формы вызывают у зрителя разнообразные ассоциации.


Абстракционист. Художник- последователь абстракционизма.


Автопортрет. Портрет, написанный или нарисованный художником с самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение. Также встречаются скульптурные автопортреты, фото-автопортреты и т. д. Многие художники-портретисты создавали свои автопортреты. Некоторые из них (например, Рембрандт) написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола.

Академизм (фр. academisme) 1.Направление в европейской живописи XVII—XIX веков. Академическая живопись возникла в период развития в Европе академий художеств. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм, во второй половине XIX века - эклектизм. Академизм основан на следовании классическим традициям античного искусства и эпохи Возрождения, в которых идеализирован образ натуры, используются каноны форм красоты. К представителям академизма относят Жана Энгра, Александра Кабанеля, Уильяма Бугро во Франции, Александра Иванова, Карла Брюллова в России. Картины этих художников отличаются высоким техническим мастерством. Для русского академизма первой половины XIX века характерны возвышенная тематика, монументальность, многоплановость, многофигурность и помпезность. Были популярны библейские сюжеты, античные мотивы, салонные пейзажи и парадные портреты. 2. Классическая академическая живопись для создания образов использует различные художественные материалы: краски, холст или бумагу. Цель академической живописи - создать в картине иллюзию, произвести на зрителя впечатление, подобное тому, какое он получил бы от действительных предметов природы. Другая цель академической живописи заключается в выражении определенной художественной идеи.

 

Акварелист. Художник, пишущий акварелью.

 

Акварель (фр. Aquarelle — водянистая; лат.aqua вода) 1.Картина, написанная акварелью. За счёт тонкого красочного слоя создает эффект лёгкости, прозрачности и мягких цветовых переходов 2. Живописная техника, использующая акварельные краски. Акварель совмещает особенности живописи (передача тона, формы и пространства цветом) и графики (значительная роль бумаги, которая заменяет белила, отсутствие рельефности мазка, характерного для масляной живописной поверхности) Способ наложения прозрачных слоев краски одного на другой способствует составлению новых тонов. Акварель по высыхании становятся светлее и более матовой, поэтому темные тона, не достигают достаточной глубины и прозрачности. Цвета влажного красочного слоя более насыщенные. Размывы и затёки создают трепетный эффект подвижности изображения. Для мягкого слияния соседних тонов и цветовых переходов необходимо держать бумагу рисунка постоянно влажной во время работы. Акварель удобна для создания эскизов картин и фресок, для пейзажной живописи из-за быстроты работы, и вследствие быстрого высыхания красок на бумаге. Акварельная живописная техника занимает значительное место в творчестве таких художников как: Ж.О. Фрагонар, Ю. Робер, Э. Делакруа, О. Домье, П. Синьяк во Франции, А. Менцель в Германии, У. Тёрнер в Великобритании, В. Серов, М. Врубель в России 3. Акварельные краски. Прозрачные краски, обычно на растительном клее, разводимые водой, образующие взвесь тонкого красочного пигмента. Акварельные краски бывают в плитках и тюбиках. Писать акварелью.

Акварельные цветные карандаши. Специальные водорастворимые карандаши.

 

Акватинта (итал. acquatinta, от acquaforte офорт, tinto окрашенный, тонированный). Метод гравирования, основанный на протравливании кислотой металлической пластины сквозь прилипшую к ней асфальтовую или канифольную пыль. Акватинта создает эффект, близкий к рисунку мягким карандашом; в сочетании с офортом обогащает его игрой тональных и фактурных оттенков.

 

Акрил. 1. Акриловые краски - воднодисперсные краски на основе акрила. В их состав входят цветные пигменты, синтетические смолы и акриловые полимеры. Используются в живописи и строительстве для внутренних и наружных работ. Акрил высыхает очень быстро — в этом их преимущество перед другими красками, но при высыхании становится темнее. Поэтому при работе на больших поверхностях акриловыми красками, в отдельных емкостях разводятся колера. На поверхность картины краску наносят как в очень жидком состоянии, разбавляя ее водой, так и в густом, при этом мазки не образует трещин, в отличие от масляных красок. При высыхании краска образует на поверхности ровную, практически несмываемую водой плёнку. Акриловая живопись не покрывается лаками. Акриловые краски и лаки можно использовать на любой нежирной основе (бумага, стекло, дерево, металл, холст). Свежая акриловая краска легко удаляется с предметов водой, но при засыхании требует специальных растворителей. 2. Разговорное название полимеров на основе производных акриловой и метакриловой кислот и полимерных композиций из них.

Акрополь (греч. akropolis верхний и polis город). Укрепленная часть древнегреческого города, крепость, убежище на случай войны, расположенная обычно на возвышенности. На Акрополе находились храмы богов, покровительствующих данному городу. Самый известный Акрополь рассположен в Афинах построен на скале под руководством Фидия в V веке до н.э.: парадный вход Пропилеи (архитектор Мнесикл), храм Нике Аптерос (архитектор Калликрат), главный храм Акрополя и Афин Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), храм Эрехтейон. Афинский Акрополь гармоничен по масштабам своих построек, он органически вписывается в окружающий ландшафт.

Аллегория (греч.allegoria  иносказание) В искусстве - выражение чего-нибудь отвлечённого, каких-нибудь идей (понятий), мыслей в конкретном художественном образе. Развернутое уподобление, подробности которого складываются в систему намёков, причем прямой смысл изображения не теряется, но дополняется возможностью его переносного истолкования.

Алтарь (лат. altaria приспособление на жертвеннике для сжигания жертвы, лат. altus высокий). 1. Место поклонения богам. Обычно сооружался из доступных природных материалов в святых местах. В Древней Греции и Древнем Риме алтарь совмещали с жертвенником, местом для жертвоприношений богам. В античном мире алтари представляли собой отдельные сооружения (храмы) часто облицованные мрамором и украшенные рельефами, внутри хранились священные предметы. Самое известное сооружение эллинистического периода: «Пергамский алтарь». Был возведен в Пергаме в честь победы, одержанной пергамским царем Атталом I над галлами; сейчас памятник находится в Берлине в Пергамском музее. В христианстве алтарём называют восточную возвышающуюся часть храма, где находится святой престол (алтарное пространство), на котором совершается во время литургии таинство Евхаристии (претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы). Престол символизирует собой Гроб Господень. Уже с III в. алтарное пространство стали ограждать низким барьером в виде низких решеток, из которого впоследствии образовалась алтарная преграда, развившаяся впоследствии в иконостас. В католичестве алтарём называется сам престол, а часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием. 2. Алтарный образ из живописных изображений или композиций с использованием живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенный над престолом.

 

Ампир (франц. empire – империя). Стиль позднего классицизма в западноевропейской архитектуре и прикладном декоративном искусстве (первая четверть XIX века), завершающий эволюцию классицизма. Ампир возник во Франции в период империи Наполеона I. Для этого стиля характерны массивные, строгие, подчеркнуто монументальные формы архитектуры (дорический и тосканский ордера), военная эмблематика в архитектурном декоре (доспехи, лавровые венки, орлы), обращение к древнегреческим, древнеримским и древнеегипетским формам (военные трофеи, крылатые сфинксы). служили для воплощения идей государственного величия и воинской мощи. Выдающиеся представители стиля ампир: Ш. Персье, П.Ф.Л. Фонтен, Ф.О. Жакоб. Иногда ампиром называют самобытный вариант русского классицизма первой четверти XIX века, имеющий черты внешнего, формального сходства с французским ампиром.

 

Анималист. Художник изображающий животных. Живописец-анималист, скульптор-анималист, фотограф-анималист.

 

Анималистика, Анималистический жанр, Анимализм (от лат. animal — животное). Жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные. В этом жанре работают художники в живописи, фотографии, скульптуре и графике.

 

Античность (от лат. antiquus древность). Культура древних греков и римлян, их религия, мифология, философия, политика, наука, искусство и т. д.  Эпоха античности началась Олимпийскими играми в 776 до н. э. и завершилась в 476 год н. э падением Рима. Территориально охватывает страны Передней Азии, Древнюю Грецию и Древний Рим.

 

Архитектоника (греч. architektonike строительное искусство). 1. Тектоника, художественное выражение закономерностей строения, присущих конструктивной системе здания, композиции круглой скульптуры, объемных произведений декоративного искусства. Архитектоника проявляется в пропорциональном отношении друг к другу несущих и несомых частей, в распределении масс и заритмовонности форм. 2. Общий эстетический план, композиционное построение художественного произведения, принципиальная взаимосвязь его главных и второстепенных частей.

 

Архитектор (гр. architekton). Специалист в области архитектуры; зодчий.

 

Архитектура (лат. architectura строительство, зодчество, греч. architektonike строитель, плотник) 1. Строительное искусство, искусство проектировать и строить здания, сооружения, зодчество. Широкая область человеческой деятельности, занимающаяся от организации пространства и проектирования перспектив развития агломераций до дизайна интерьера.2. Стиль постройки. Архитектура здания. 3. Собирательное: здания, сооружения. Архитектура малых форм (небольшие сооружения декоративного, мемориального, служебного назначения).

 

Арка. Обычно дугообразное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами. Триумфольная арка -
сооружение в виде больших ворот такой формы.