рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Сажа газовая

Салон. Салонное искусство

Самоцветы

Сангина

Сан-суси

Саркофаг

Сатир. Сатиры

Свет. Светотень

Свод

Севильская школа

Секко, альсекко

Секретер

Семирадский

Сепия

Серафим

Серебро

Серов

Серьги

Сиенская школа

Сиккативы

Символизм. Символисты

Сирены

Скипидар

Скульптура

Слоновая кость

Смешанная техника

Собор Парижской Богоматери

Соус

Станковое искусство

Стаффаж

Стиль

Столяр

Стоунхендж

Сусальное золото

Сфинкс

Сфумато

 

Сажа газовая. 1. Название художественной краски черного цвета. 2. Сажа газовая - пигмент, служащий основой для различных художественных красок: персиковая черная, кость жженая, виноградная черная, сажа газовая, косточковая черная и другие. Сажа газовая получается путем сжигания продуктов горения: нефти, дров, абрикосовых, виноградных, сливовых и других косточек, ореховой скорлупы и т. д. Сажа имеет черный цвет, который поглощает лучи света и придает изображению глубину. Сажа газовая может иметь от холодного, серебристо-синевотого до теплого, коричневатого оттенка.

 

Салон. Салонное искусство (франц. salon — комната, итал. salum, sala — зал). 1. Во французском интерьере XVIII - XIX веков салон - большая гостиная для приема гостей. 2. Салон - собрание художников, литераторов, деятелей культуры, проходившее в таком зале.3. Салоны – официальные художественные выставки во Франции, организованные Парижской Королевской академией в 1667 году и проводившиеся в «Квадратном салоне» Лувра. 3. Салонное искусство - внешне красивые, потакающие моде произведения искусства. Тематика таких произведений достаточно банальна, хотя исполнение может быть качественным и профессиональным («высокий салон»).

 

Самоцветы. Цветные драгоценные, полудрагоценные, поделочные и облицовочные породы камня. Самоцветы бывают прозрачными или полупрозрачными, они отличаются твердостью, поддаются шлифовке и полировке

 

Сангина (франц. sanguine, лат. sanguines - кроваво-красный). 1. Мягкий, красно-коричневый, матовый мел или толстый карандаш без оправы для рисования. Сангина изготавливается из глины и каолина. Сангина легко удаляется с бумаги, с ее помощью можно быстро затонировать большую поверхность формата, это ее свойство используют художники при рисовании картонов (подготовительный эскиз картины на бумаге). Используется как в длительных рисунках, так и в быстрых набросках и зарисовках. Можно рисовать сангиной, смачивая ее в воде или по мокрой бумаге и по высыханию продолжать работу сухим мелком. При растирании рисунка растушкой или другими мягкими материалами, получаются более тонкие слои, поверх которых можно продолжать наносить штрихи, добиваясь глубины и плановости изображения. Теплые тона сангины гармонично смотрятся в рисунках с изображением фигуры человека или портрета.

 

Сан-суси (франц. sans souci - без забот). Дворцово-парковый ансамбль, загородная летняя резиденция Короля Пруссии Фридриха II в пригороде Потсдама, занимающий площадь в 290 гектаров. Дворец был построен в 1745—1747 годах в стиле рококо по проекту архитектора Георга Венцеслауса фон Кнобельсдорфа (немецкий архитектор). Первоначальные эскизы для Сан-Суси разработал сам Фридрих II. Над созданием Сан-Суси также работали архитекторы: Карл Фридрих Персиус (прусский архитектор), Иоган Готфрид Бюринг (немецкий архитектор), скульптора: Фридрих Христиан Глуме (прусский скульптор), Георг Франц Эбенхех (немецкий скульптор), Иоганн Бенкерт (немецкий скульптор) и Иоганн Готтлиб Хеймюллер (немецкий скульптор), Иоган Христиан Хоппенхаупт-младший (немецкий скульптор). В этот временной промежуток были воздвигнуты: дворец Сан-Суси, грот Нептуна, портал, обелиск, картинная галерея (Генрих Людвиг Мангер), китайский чайный домик (Генрих Людвиг Мангер), Главная аллея. В 1840—1861 годах во время правления Фридриха Вильгельма IV дворец и парк Сан-Суси реконструировали. Была построена лютеранская церковь Фриденскирхе (архитектор Людвиг Персиус) с садом Марли. Архитекторы Карл Фридрих Шинкель (немецкий архитектор и художник) и Петер Йозеф Ленне (прусский ландшафтный архитектор) руководили реконструкцией. Были достроены два боковых флигеля дворца Сан-Суси, появились римские купальни, помещение для фазанов, дворец-Оранжерея, сады, Мраморный дворец, дворец Цецилиенхоф и дворец Бабельсберг.В 1990 году Сан-Суси был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Саркофаг(др.греч. sarkophagos - пожиратель мяса). Первоначально резной гробовой каменнь из троадского известняка. Позднее в Древнем Египте использовались саркофаги из прочных пород дерева или камня. Египетские саркофаги вставлялись один в другой и декорировались металлическими или золотыми листами, росписью и надписями. Саркофаг помещался в специальное погребение, как правило пирамиду. Мраморные саркофаги в Древнем Риме украшались скульптурными рельефными изображениями. Со временем искусство изготовления саркофагов было утрачено, им на смену пришли монументальные гробницы.

 

Сатир. Сатиры (греч. satyros - козел). В греческой мифологии лесные божества, тело которых покрыто шерстью, имеющие иногда  хвосты и рога (первоначально человеколошади). Сатиры веселые и шумные спутники Диониса, сопровождавшие его во всех хмельных и увеселительных прогулках в горах и лесах Греции.

 

Свет. Светотень. 1. Тональные градации светлого и темного на поверхности какого-либо объекта. 2. В изобразительном искусстве светотень позволяет создать иллюзию объема предмета. Свет - поверхность предмета освещенная источником света. На свету выделяют следующие элементы: блик — самое световое пятно на поверхности обьекта, возникающее на переломе двух или нескольких форм как на выпуклой части предмета, так и в его углублении; полутон — свет на поверхности объекта, расположенный под углом к источнику освещения, чем сильнее поверхность предмета отворачивается от света, тем темнее полутон. Тень — поверхность предмета неосвещенная источником освещения. Рефлекс - лучи света отраженные от поверхностей близко расположенных объектов в области собственной тени предмета.

 

Свод (от «сводить» — соединять, смыкать). В архитектуре тип перекрытия сооружений, имеющий выпуклую трехмерную криволинейную поверхность. Впервые свод был применен в Месопотамии. Так называемый «ложный свод», когда верхние слои кладки выступают над нижними, сменился «правильным сводом», при котором кирпичи укладывались на сам свод. Своды получили широкое распространение в Древнем Риме: цилиндрический свод, сомкнутый свод и крестовый свод. Своды позволяют перекрывать большие пространства помещения, без использования дополнительных промежуточных опор. Своды возводились в религиозных и общественных зданиях. Конструкция сводов со временем видоизменялась. Выделяют несколько типов сводов: цилиндрический свод, коробовый свод, крестовый свод, зеркальный свод, парусный свод, купольный свод, крестово-купольный свод, ступенчатый свод и другие.

 

Севильская школа. Художественная школа Испании с центром в городе Севилья. Представители школы: Франсиско Пачеко, Алонсо Васкес, Антонио Моэдано, Хуан де Кастильо, Пабло Леготе, Франсиско Эррера и другие. С расцветом Севильской школы XVI-XVII веков связаны имена таких художников, как: Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо.

 

Секко, альсекко (итал. secco - сухой). Настенная роспись, выполняемая по сухой штукатурке, что отличает ее от фрески - росписи по влажной штукатурке. Для живописи в технике секко используются темперные краски. Связующими для красочных пигментов являются клей, яйцо или известь. Фресковая живопись более сложная техника и требует очень серьезной подготовки. Внести какие-либо изменения во фреску невозможно. Секко - более быстрый и дешевый способ росписи, кроме того живопись можно поправлять.

 

Секретер (франц. secretaire, лат. secretus - отдельный, тайный). Мебель, представляющая из себя небольшой по размеру шкаф, с внутренними закрывающимися ящиками и полками, секретными отделами для хранения ценных вещей, писем и деловых бумаг а также с откидной доской, используемой в качестве письменного стола. Секретер вошел в обиход в XVIII веке.

 

Семирадский Генрих Ипполитович исторический живописец второй половины XIX века. Наряду со сложными историческими композициями Семирадский писал небольшие картины античного жанра (смотреть подробную информацию).

 

Сепия (лат. sepia, греч. sepia – каракатица) 1. Коричневое красящее вещество, изготовливаемое из чернильного мешка в теле головоногого моллюска или получаемое искусственным путем. 2. Сепия - мягкий, графический карандаш или мелок коричневого цвета. 3. Сепия - вид графической техники. Художники рисуют как твердыми мелками, так и жидкой краской с помощью пера или кисти.

 

Серафим (греч. seraphim - возвышенный). В христианстве и иудаизме - ангел, приближенный к престолу Бога и прославляющий Его («Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!»). Серафим изображается шестикрылым. В христианской системе ангельской иерархии он занимает первый ангельский чин.

 

Серебро (sibros - блестящий). Драгоценный металл серебристо-белого цвета, имеет блестящую поверхность. Чистое серебро - тяжелый, легкоплавкий (температура плавления 960° С) и пластичный металл, в виде самородка встречается достаточно часто. Все эти свойства способствовали широкому распространению металла. Серебро используется для изготовления ювелирных украшений, посуды, медалей и чеканки монет. Cеребро окисляется на воздухе, соединение сульфида придает поверхности металла блеклый налет. Поэтому серебро часто покрывали тонким слоем позолоты или использовали сплавы с другими металлами. Серебро обладает высоким коэффициентом теплопроводности.

 

Серов Валентин Александрович - выдающийся русский художник (живописец и график), прославившийся как мастер портретного жанра (смотреть подробную информацию).

 

Серьги. Ювелирные изделия, украшения, подвески, носимые в ушах. Серьги, как правило, изготавливаются из драгоценных металлов (серебро, золото, платина) и часто украшаются драгоценными и полудрагоценными камнями (алмаз, хризолит, топаз, рубин, сапфир, опал, аквамарин, изумруд, александрит, гиацинт и другие) и жемчугом. Первоначально серьги являлись мужским украшением. Так в Египте и Ассирии серьга указывала на положение человека в социуме. Серьги были одними из самых распространенных видов украшений в этих странах. В Греции и Риме женщины носили серьги с драгоценными камнями, что являлось символом их достатка и высокого социального положения. Но в то же время в Риме серьга вдевалась в ухо раба, являясь своеобразным клеймом. По внежнему виду серьги можно было определить хозяина раба. В Древней Греции серьги носили наложницы. Во времена правления Цезаря серьги в виде колец, продетых в сосках, носили воины как знак мужества и отваги. В средневековой Европе серьги были под запретом, наложенным католической церковью, поэтому их носили только цыгане и пираты. В Индии и других буддийских странах сам Будда, многие святые и герои нередко изображались с серьгами в ушах, которые являлись символом неуязвимости. В странах Древнего Востока серьги пользуются большой популярностью. Сейчас серьги являются привычным украшением.

 

Сиенская школа. Художественная школа Италии XII-XV веков с центром в городе Сиена. Сиенская школа в качестве основы взяла традиции византийской и готической живописи, носившей религиозный характер. Наиболее известные художники: Дуччо ди Буонинсенья, Амброджо Лоренцетти, Симоне Мартини. Художники в основном работали над созданием фресок, полиптихов, витражей для церквей и соборов.

 

Сиккативы (от лат. siccativus — высушивающий). Жидкие вспомогательные вещества со специфическим, резким запахом. Сиккативы вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. Красочный слой быстро высыхает, но может через некоторое время потрескаться.

 

Символизм. Символисты (от франц. simbolisme, греч. simbolon - знак, символ). Художественное направление, способ мышления в различных областях искусства (в литературе, философии, изобразительном искусстве, музыке и театре) в XIX-XX веках. За внешностью обычных предметов и явлений, как правило, скрывался еще один смысл или дополнительный подтекст, имевший зачастую мистическое значение. Символисты обращались к извечным темам любви и смерти, подвига и страдания. Часто возникают сюжеты на античную мифологию, евангельской темы, древние и средневековые легенды и предания. Симвoлизм нашел выражение в таких стилях изобразительного искусства, как: мoдepн, сюрреализм, прерафаэлиты и т. д.

 

Сирены (греч. seiren - гудок, лат. sirena, syringa - дудка, имя наяды). В древнегреческой мифологии - злые морские демоноподобные существа в виде птиц с женскими головами и прекрасными голосами. Рожденные от союза морского бога и музы, они являлись с одной стороны носительницами дикой и непредсказуемой природы, а с другой божественного голоса. Сирены сопровождали Персефону и после ее похищения боги в качестве наказания оделили их крыльями. Сирены устроили музыкальные соревнования с музами и проиграли. С этих пор их перья стали служить головным убором муз. Сирены поселились на острове Анфемоэссу, отданным им Зевсом, между Цирцеей и Сциллой. Сирены своим благозвучным пением завораживали моряков и те, потеряв бдительность, разбивались о скрытые под водной гладью прибрежные скалы и утесы. Их остров был покрыт скелетами разбившихся мореходов и останками кораблей. По легенде Одиссей смог услышать их пение, но, будучи привязанным к мачте, остался в живых. Его спутники ничего не слышали, так как Одиссей закрыл их уши воском. По одной из легенд именно это событие послужило причиной гибели серен, они бросились в море и превратились в утесы.

 

Скипидар. Разбавитель. Жидкость с едким запахом, получаемая главным образом путем перегонки живицы. Растворяет копалы, даммару, канифоль. Разбавитель масляных, алкидностирольных и эпоксидных красок (лаков).

 

Скульптура (лат. sculptura, sculpo - вырезать, высекать). 1. Вид изобразительного искусства, где произведения высекаются или вырезаются из твердых материалов (камня или дерева). 2. Скульптура, то же, что пластика, изготавливается из мягкого материала путем отливки или лепки (гипс, глина, терракота и т. д.). Такая скульптура часто отливается из металла (бронза, сталь, чугун). Скульптура имеет трехмерное изображение. Основные жанры скульптуры — портрет, мифологический, исторический, бытовой, символический, анималистический и т. д. Скульптура решает несколько задач: передача объемной формы и ее моделировка, композиционное решение, силуэт, фактура, передача образа посредством пластики. Круглая скульптура - скульптура, которую можно рассматривать со всех сторон. Рельеф - скульптура, которую можно рассматривать только с торца. Монументальная скульптура как правило является композиционным центром окружающего ее ландшафта или связана с архитектурными комплексами. Станковая скульптура отличается меньшими размерами и служит средством дополнительного украшения улиц, парков, помещений и т. д.

 

Слоновая кость. Бивни слона, бивни мамонта, клыки кабана и некоторых других животных, являющиеся ценным поделочным материалом для изготовления предметов роскоши. Поддается обработке резцом и полировке. Слоновая кость слегка просвечивает лучи света и имеет теплую охристую окраску. В искусстве слоновая кость служит для изготовления небольших статуэток, нэцкэ, шахматных фигур, трубок, шкатулок, обложек для книг, ювелирных изделий, клавиш музыкальных инструментов и других произведений искусств. Слоновая кость иногда используется как облицовочный материал. Ею инкрустировали мебель, статуэтки, небольшие участки стен и т. д.

 

Смешанная техника. В изобразительном искусстве - смешение разных техник живописи. В масляной живописи: использование в первых слоях акварели, темперы или акрила. В акварелиной живописи: добавление белил. Также некоторые художники соединяют акварель с гуашью, темпером и акрилом. Смешанная техника облегчает работу художника и вместе с тем обогащает общее впечатление от произведения искусства.

 

Собор Парижской Богоматери. Нотр-Дам де Пари (франц. Notre Dame de Paris). Готический собор, построенный в 1163 - 1315 годы во Франции. Один из главных соборов Парижа, расположенный в восточной части острова Сите. Собор Парижской Богоматери был построен на месте христианской церкви — базилики Святого Стефана. Главныме архитекторы Нотр-Дам: Жан де Шель и Пьер де Монтрей.

 

Соус (франц. sause — соус, подливка; от лат. salsus — посоленная похлебка). Мягкий графический материал для рисования в виде толстых мелков-карандашей из прессованных красителей черного цвета с клеем. Соус придает рисунку, матовый серый или черный цвет (реже с коричневатыми оттенками). Соус, благодаря своей подвижности, позволяет добиваться мягких тональных переходов, поэтому часто используется при рисовании человека, картонов и пейзажей. Сухими мелками можно рисовать штрихом, а также используя растушевку. Соус можно раскрошить и рисовать кистью с водой, который по высыхании легко правится резинкой и формопластом. Как правило, детали в рисунке прорабатываются другими графическими материалами (уголь, итальянский карандаш, тушь, акварельные или пастельные карандаши). Соус на бумаге фиксируется при помощи специальных лаков и хранится под калькой или стеклом.

 

Станковое искусство. Произведения живописи, скульптуры и графики, которые выполняются мастерами на специальных станках в мастерской. Станковое искусство не связано с конкретным местом, или поверхностью декорируемого объекта, в отличие от декоративного и монументального искусства. Такие произведения можно переставлять, перевозить и т. д. Например: станковая живопись - живопись, произведения которой выполнены на холсте, натянутом на основу относительно небольшого размера (подрамник, картон, доска, металл). Картины можно легко транспортировать, выставлять в различных помещениях с разной целью (декорирование интерьера, тематическая выставка, выставка-продажа и т. д.). Тематика картин может быть не связана с окружением и иметь самостоятельное значение. Станковое искусство - одно из достижений эпохи Возрождения, которое позволило художникам обрести свободу творческого самовыражения. Оно возникло в связи с возникновением частных заказов.

 

Стаффаж (нем. Staffage, от staff - устанавливать, устраивать). В изобразительном искусстве второстепенные по значению элементы композиции, являющиеся фоновым дополнением для основного сюжета или объекта изображения и имеющие дополнительную смысловую нагрузку. В пейзаже стаффаж - фигуры людей, птиц или животных. В портрете стаффаж - пейзаж, интерьер, баталии и т. д.

 

Стиль (лат. stylus, греч. stylos - остроконечная палочка для письма на восковой дощечке). 1. Система выразительных художественных средств, единство образной системы и творческого метода присущие искусству определенной эпохи или являющиеся отдельным художественным направлением. В искусствоведении выделяют следующие стили: стиль берен, стиль барокко, стиль рококо, романский стиль, стиль классицизма,стиль помпадур, стиль регенства и т. д. 2. Стиль - отражение системы сложившихся принципов искусства в работах отдельного художника, писателя, скульптора. 3. Стилизация - интерпритация какого-либо исторического художественного стиля определенным автором или течением с помощью условных приемов. 4. В декоративном искусстве стилизация является средством и способом обобщения каких либо элементов окружающей действительности, служащая для придания им локаничности и декоративизма..

 

Столяр (польск. stolarz). Мастер профессионально занимающийся изготовлением мебели из деревесины, также вытачивающий изделия из дерева. Столярные работы включают в себя изготовление мебели и столярно-строительных деталей: дверей, окон, арок, балясин, лестниц. Столяр занимается более точной обработкой изделий, нежели плотник, работающий в основном над деревянными строительными конструкциями. Но в отличие от резчика или скульптора - мастеров по художественной обработке древесины (краснодеревщик, чернодеревщик), столяр не занимается резьбой. Таким образом столяр работает в сфере мебельного производства, а также в строительстве и отделке домов.

 

Стоунхендж (англ. Stonehenge - каменная ограда). Каменное доисторическое архитектурное мегалитическое сооружение. Название дали племена саксов. Стоунхендж рассположен в Англии на Солсберийской равнине в графстве Уилтшир в 130 км от Лондона. Первые постройки датируются 3020 г. до н. э., они представляли из себя кольцевой ров с 56 лунками для погребений, с чем связана теория, что Стоунхендж являлся местом для захоронений. Недалеко от входа в кольцо стоял пяточный камень 7 метров в высоту. Стоунхендж несколько раз видоизменялся и теперь он представляет из себя несколько кольцевых сооружений. Весь комплекс сооружений окружает земляной вал диаметром 115 метров. Далее рассполагается стометровый вал. Следующее кольцо имеет 88 метров в диаметре с 56 лунками, наполненными мелом. Еще одно кольцо некогда представляло из себя колоннаду из 30 комплексов врытых в землю. Внутри кольца также установлены 5 трилитов в форме подковы и с диаметром 15 метров. Один комплекс-трилит представляет из себя два вертикальных камня-опоры и покрывающая их горизонтальная каменная плита. Высота трилитов составляет от 6 до 7,2 метрров. В центре рассположен алтарный камень. По приданию Стоунхендж воздвигли по указу легендарного волшебника Мерлина. В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс предположил, что Стоунхендж возвели древние римляне, которые некогда являлись владельцами Британии. В XIX веке устоявшейся версией была, что Стоунхендж - это святилище друидов или место захоронения Боадицеи — языческой королевы, сражавшейся с римлянами за освобождение своего народа. Современные теории увязывают положение камней с астрономическими явлениями, предполагая, что Стоунхендж являлся древней обсерваторией каменного века. Стоунхендж внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

 

Сусальное золото. Сусаль. Золотая фольга, представляющая из себя очень тонкие металлические пластины. Сусальное золото обычно используется в качестве декоративного или облицовочного материала. Сусальное золото бывает нескольких видов. Иногда его комбинируют с другими металлами, например с серебром (двойник). Вместо Сусали иногда используется поталь - сплав других металлов: меди и цинка или серебра и алюминия, которые после нанесения на рабочую поверхность покрываются прозрачным желтым лаком, придающим объекту золотистый цвет. Сусальное золото используется для позолоты разнообразных по форме предметов, ювелирных изделий, рельефов, куполов, шпилей и скульптур. Его часто используют художники в настенных росписях, при написании икон и в творческих картинах.

 

Сфинкс (греч. sphinx - душительница, удушающий дух смерти). В Древнем Египте мифическое существо - символ верховного бога Ра (бога солнца) и земной власти. Сфинкс изображался с головой женщины и телом льва. Египетские скульптуры имели сходство с фараонами. Мудрый Сфинкс загадывал загадки, и умерщвлял тех, кто не мог на них ответить. По легенде Эдип разгадал загадку. В Древней Греции сфинкс изображался еще с крыльями орла или грифона и хвостом быка.

 

Сфумато (итал. sfumato – затушеванный, лат. fumus – дым, туман). Живописный термин, обозначающий обобщение и смягчение очертаний контуров предметов и фигур, плавную тональную моделировку формы, передачу воздушной перспективы. Прием сфумато был впервые применен в творчестве итальянского художника Леонардо да Винчи.