рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я
Ваза
Вазон
Вазопись античная
Вакх
Валер
Ватман
Ваяние
Венецианская школа живописи
♦ Веризм
♦ Версаль
♦ Византийская культура
♦ Викторианский стиль
♦ Витраж
♦ Возрождение. Ренессанс
♦ Вулкан
♦ Выставка
 
Ваза (лат. vas сосуд, посуда). Традиционная форма емкости для воды, пищи, вина. Форма вазы появилась в IV тысячелетии до н. э. и  ее форма практически не менялась вплоть до наших дней. Вазы изготавливаются из различных материалов: металл, стекло, керамика, фарфор, дерево, камень. Широкое распространение ваз, их многообразие функций и форм явились благодатной почвой для возникновения искусства вазописи (декоративная роспись сосудов). Декоративные вазы. Их назначение состоит не в бытовом пользовании, а в качестве украшения интерьера.

Вазон (лат. vas сосуд, посуда). В изобразительном искусстве изображение вазы с цветами. 

Вазопись античная (вазопись древнегреческая), роспись античных керамических сосудов. Искусство росписи с помощью обжигаемых красок античных керамических сосудов. После термообработки глиняная посуда становилась устойчивой к воздействиям окружающей среды, она хорошо сохранилась вплоть до нашего времени. Вазопись Древней Греции включает в себя роспись сосудов, начиная с крито-микенской культуры и вплоть до эллинизма. К древнейшим образцам вазописи относятся критские вазы, украшенные растительным арнаментом в "стиле камарес" (XX - XVIII века до н.э.) и изображениями близких к натуре морских животных (конце XVII - XVI века до н.э.). "Дворцовый стиль" (конец XV века до н.э.) - строгие по композиции сосуды со стилизованным, подробным геометричным растительным орнаментом. Микенские вазы (XIV - XII века до н.э.) с условными фигурами людей и животных, осьминогов, рыб, морских звёзд над которыми преобладают геометрические мотивы. В ранней древнегреческой вазописи выделяются протогеометрический (XI - X века до н.э.) и геометрический (IX - VIII века до н.э.) стили с геометрическим орнаментом, состоящим из кругов, волнистых линий, треугольников, объединенных горизонтальными полосами и ритмичными линейными узорами, подчеркивающими форму сосудов. "Ориентализирующий" или "ковровый" стиль (VII век до н.э.) с полихромными изображениями животных и мифических существ в окружении растительного орнамента. Чернофигурный стиль (чернофигурная роспись) получил широкое распространение в VI веке до н.э. в эпохи древнегреческой архаики и классики. Вазы с плоскими силуэтными изображениями стилизованных фигур и антуража, расписывались черным лаком на фоне желтой или красной глины. Детали одежды, орнамента, растительных элементов, антуража выполнялись белой и пурпурной краской. Для этого стиля характерны выразительность линий и силуэтов, обилие сюжетных сцен (как правило камерных и мифологических). Найболее прославленные мастера: Клитий, Эксехий, Амасис (имена гончаров и вазописцев сохранились благодаря надписям, оставленных на сосудах). Краснофигурная роспись (с середины VI века до н.э.), прямо противоположно чернофигурным, выполнялись красками цвета глины или терракоты на черном лаковом фоне . Вазы также покрывались позолотой и непрочными растительными и минеральными красками. Отличается обилием жанровых и мифологических сцен, второстепенна роль орнамента. Краснофигурная роспись позволила подробней и изящней прорисовывать формы, насыщать рисунок с помощью внутренних линий. За короткий период времени краснофигурная вазопись вытеснила чернофигурную.  Различают несколько стадий развития краснофигурной вазописи: "строгий стиль" (конец VI – начало V века до н.э.) с его четким рисунком, который еще сохраняет некоторую условность и угловатость (мастера Евфроний, Дурис, "мастер Брига"); "свободный стиль" (со 2-й четверти V века до н.э.), композиция росписей которого органично сочетается с формой сосудов, изображение становится более объёмным и сложным, линии изысканно заритмованы, рисунок точный и лаконичный; "роскошный стиль" (конец V – IV веков до н.э.), для которого характерны перегруженность композиции фигурами, излишняя декоративная пышность, нарушено органическое единство росписи и формы сосуда.  С III – II веков до н.э. древнегреческая вазопись, постепенно пришла в упадок и уступила место украшению сосудов рельефным декором или накладными орнаментальными росписями.

Вакх (Дионис, Бахус). Древнегреческий бог вина и виноделия.

Валёр (лат. valer иметь силу, стоить; франц. valeur цена, ценность). В живописи и графике оттенок тона и цвета, выражающийся во взаимосвязи с другими цветовыми и тональными оттенками, в их определенном соотношении по светлоте. Система валёров способствует созданию плавных и мягких тональных градаций при переходе от света к тени, благодаря чему возникает эффект погруженности предметов в световоздушную среду, а также позволяет достигать утонченного и богатого колорита. Валёр мастерски использовали в своей живописи такие художники, как Леонардо да Винчи, Д. Веласкес, Я. Вермеер, К. Коро, Ж.-Б. Шарден, В. Боровиковский, В. Суриков.

Ватман (англ. Whatman имя владельца английской бумажной фабрики). Высший сорт плотной белой бумаги с шероховатой поверхностью, которая употребляется для черчения, рисования и живописи акварелью. Ватман хорошо проклеен и прочен.

Ваяние (слав. ваиати). Обобщающие название искусства лепки и скульптуры и других способов объемного формообразования.

Венецианская школа живописи. Одна из главных итальянских живописных школ. Наибольшее развитие получила во второй половине XV—XVI веках (эпоха Возрождения). Для этой школы характерны преобладание живописных начал в сочетании с точным рисунком и хорошим знанием анатомии, внимательное отношение к колориту картины, неожиданные композиционные решения. Венецианская школа XIV века. Для этого периода характерно переплетение византийской и готической художественных традиций. Картины решаются декоративно, в них сочетаются яркие и локальные цвета, изображениям свойственна плоскостность исполнения, орнамент одежд и драпировок придают картинам дополнительную нарядность и торжественность, фон обычно условный.Из художников этого периода выделяются Паоло и Лоренцо Венециано. Венецианская школа XV века. В работах художников ощущается флорентийское влияние. Картины становятся более светскими, художники стремятся передать объемные формы и пространство, а традиционные религиозные сюжеты решаются на фоне повседневной жизни Венеции. Найболее значительные венецианские художники XV века: братья Виварини, Якопо Беллини, Джентиле Беллини, Витторе Карпаччо, К. Кривелли, Антонелло да Мессина (именно он принес в Венецию технику масляной живописи) и Джованни Беллини. Живопись Джованни Беллини от всех своих предшественников отличается большей живописностью с тонкими переходами тона, цвет всех, даже второстепенных деталей картины становится сдержанным. "Портрет дожа Леонардо Лоредано" (1502 год). В этой картине голубой фон обогащает содержание портрета, это уже не просто фон, а цвет неба. Венецианская школа XVI века. На этот период приходится расцвет школы. В произведениях Джорджоне люди гармонично вписаны в окружающую среду, мягкая цветовая гамма богата воздушными переходами тонов, гармоничные композиционные ритмы создают ощущение умиротворения и спокойствия. Тициан пишет картины на религиозные и мифологические темы. Им присуща особая живописная среда, гармонически объединенная теплым золотистым тоном. Простые, ненарядные краски в своем развитии образуют выразительный колорит. "Кающаяся Магдалена" (156? год), "Святой Себастьян" (1570 год), "Динарий кесаря" (1518 год), "Венера с зеркалом". В цвете тела Тициан находит массу тональных нюансов и такое богатство цветовых переходов, что он становится основой колорита. Паоло Веронезе выполняет огромные по размерам декоративные полотна и фрески для Дворца Дожей, виллы Барбаро-Вольпе и церкви Сан Себастьяно.  Художник создавал в своих полотнах атмосферу праздненств (традиция идущая от Джентиле Беллини и Карпаччо) и развивал ее в многофигурных композициях на религиозные, мифологические и исторические сюжеты. «Александр Македонский и семья Дария» (1565-70 годы), «Тайная вечеря» («Пир в доме Левия»). Паоло Веронезе оставил после себя великолепные произведения монументально декоративной живописи. В конце XVI века складываются новые художественные формы и принципы, возникают новые жанры — исторический, батальный жанр, жанровая живопись, групповой портрет. Венецианские мастера 2-й половины XVI века: Якопо Тинторетто, Якопо Бассано. Венецианская школа XVII века. Доменико Фетти, Бернардо Строцци, Иоганн Лисс, Себастьяно Риччи пишут религиозные и жанровые картины. интерес к колориту сохраняется. На художников оказывают влияние живопись в стиле Барокко и Караваджизм. Венецианская школа XVIII века. С этим временем связан расцвет венецианской живописи. Джованни Баттиста Тьеполо в своих монументально-декоративных полотнах сочетает динамичную композицию с изысканным колоритом. Джованни Батиста Пьяццетта и П. Лонги разрабатывают бытовой жанр. Франческо Гварди - мастер ведуты (венецианского видового архитектурного пейзажа). Его неброские по цвету и по сюжету пейзажи скорее передают дух города, его атмосферу. Архитектурный венецианский пейзаж с её погруженными в воздушную среду узорными фасадами дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой точно и документально переданы в картинах Антонио Каналетто, Б. Беллотто.

Веризм (итал. vero правдивый, истинный). Реалистическое направление в изобразительном искусстве конца XIX века (скульптор В. Вела, живописец Дж. Пеллицца), одно из ответвлений стиля барокко, близкое к натурализму. Характерен интерес к быту бедняков, к переживаниям героев, подчеркнутый драмматизм сюжета.

Версаль (Versailles), королевский дворцово-парковый ансамбль. В конце XVI века Версаль представляет из себя небольшую деревушку, рядом с которой в лесу охотились король и его придворные. По приказу Людовика XIII вслед за охотничьим домом был построен и охотничий замок. В 1660 Людовик XIV решил перебраться из Сен-Жермена в Версаль, начав преобразование версальского замка в королевский дворец, который стал одним из крупнейших в мире дворцово-парковым ансамблем, выполненным в стиле французского классицизма. В 1682-1789 годах Версаль был главной резиденцией французских королей.
 
Византийская культура, византизм (греч. Bysantion название греческого города Византия). Культура Византийской, первоначально Восточной Римской империи (V-XI века), сформировавшаяся на основе эллинистической культуры и христианской религии. Территориально охватывает страны: Грецию, Малую Азию, Северный Египет. В 330 году из-за сложных политических обстоятельств император Константин I Великий перенёс столицу из Рима в Византию и переименовал его в Константинополь. Византийская культура стала центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская художественная культура оказала влияние на развитие культуры таких стран, как Русь, Сербия, Болгария, Македония, Грузия, Сирия, Палестина, Египет, Италия. Византийская иконопись была крупнейшим художественным явлением в восточно-христианском мире. К круглой скульптуре восточная церковь всегда относилась с настороженностью из опасения возвращения античных языческих традиций. До IX века круглые фигуры ещё встречались в византийских храмах, но после Никейского собора 842 г. их упразднили. Однако умеренный рельеф, выполненный из метала или из дерева процветал. В этой технике, которая называлась agemina, исполнялись двери в соборах ( соборы Амальфи и Салерно близ Неаполя), напрестольные образа, доски для стенок престолов, оклады для Евангелий, ковчеги для мощей святых. Также широкое распрорстранение получили изделия из эмали (простая эмаль, перегородочная эмаль).

Викторианский стиль (англ. "Victorian Style"). Стиль английского искусства второй половины XIX века эклектического ретроспективного направления, соединяющий элементы английской готики, Ренессанса и рококо. Совпадает с периодом правления английской королевы Виктории (1837-1901), отсюда происходит его название "Викторианский стиль". Ранний "викторианский стиль" или английское неорококо - по своей сути это мещанское искусство, соединившее в себе массу разных исторических стилей. Изделия выполнялись из относительно недорогих материалов, по сути являясь мишурой, они создавали иллюзию роскоши. "Готическое Возрождение" или "Британский Ампир" (1830-1890 годы) - одно из течений викторианской эпохи. По проектам архитекторов Пьюджина, Ч. Бэрри, Э. Сэлвина в этом стиле были построены здания Парламента в Лондоне со своей знаменитой башней "Big Ben" (1836-1860 годы). В том же стиле в 1894 г. был построен мост Тауэр через Темзу. В изобразительном искусстве "Готическое Возрождение" нашло свое отражение в творчестве прерафаэлитов: Холмана Ханта, Джеймса Коллинсона, Данте Габриэля Россетти, Фредерика Стивенса, Джеймса Коллинсона и др.

Витраж (франц. vitrage — оконное стекло, лат. vitrum — стекло). Произведение декоративного искусства, выполненное из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения оконного или дверного проёма в каком-либо архитектурном сооружении. Витраж появился в эллинистическую эпоху. В раннехристианском храме окна заполнялись тонкими прозрачными пластинами камня (алебастра, селенита), из которых составляли орнамент. В средние века в готических соборах появились сюжетные (религиозные и бытовые сцены), большие по размеру витражи из разнообразных по форме и цвету стёкол, скреплённых свинцовыми перемычками, которые дополнялись росписью. Они размещались в «розах», огромных стрельчатых окнах романских храмов. В эпоху Возрождения витраж существовал как искусство создания картин из стекла. Получили распространение небольшие комнатные витражи. В конце XIX века благодаря техническому прогрессу упростилось стеклопроизводство. Витраж стал использоваться и для предметов бытового назначения: мебели, каминов, ламп, ширм, зеркал, ювелирных изделий. Существует несколько типов витражей: классический витраж (прозрачные, цветные куски стекла соединяются друг с другом металлическими или пластиковыми перегородками); накладной витраж (на стекло наносятся различные цветные, текстурные или матовые покрытия); расписной витраж (рисунок прозрачными красками поверх стекла); плёночный витраж (на поверхность стекла наклеивается
разноцветная самоклеящаяся пленка); комбинированный витраж.

Возрождение. Ренессанс (франц. renaissance, итал. rinascimento возрождение). 1. Эпоха возрождения — эпоха в развитии итальянского и европейского искусства XIV—XVI веков, пришедшая на смену культуре Средних веков. Появляется интерес к античной культуре, художники в своих произведениях возрождали античные формы (отсюда и происходит термин «возрождение»), но вкладывали в них новое содержание. Культура эпохи Возрождения носила светский характер, ее отличительной чертой был интерес к человеку, к его деятельности, творческому потенциалу личности. Эпоха Возрождения - поворотный этап в развитии искусства, с него начинается история персонального, профессионального художественного творчества, в искусстве возникают новые стили и направления, появляются первые станковые картины.
 
Вулкан (лат. Vulcanus). Вулкан, бог огня и кузнечного искусства в древнеримской мифологии, сын Юпитера и Юноны, то же, что у древних греков Гефест. Его жёнами были Майя (Майеста) и Венера. В своей кузнице (вулкан Этна на Сицилии) он ковал оружие и доспехи для богов и героев и молнии для Юпитера. Культ Вулкана сопровождался человеческими жертвоприношениями.

Выставка. Публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры и искусства. Выставка может обозначать как само мероприятие, так и место его проведения. В более узком смысле - установка, развеска произведений искусства для показа, просмотра, обсуждения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Новости

27.12.2016 | Новости Каникулы

Зимние каникулы до 8 января 2017г.

16.04.2014 | Новости Выставка "Краски севера"

С 16 по 27 апреля в Музее И.И. Бродского состоится выставка "Краски севера"

18.06.2010 | Новости Областной праздник в Винницах

Художники "Артики"

на фестивале

вепсской культуры

"Древо жизни"

26.01.2010 | Новости Художественная школа "Вконтакте"

Художественная школа теперь в контакте

 

26.01.2010 | Новости Новые художники Петербурга

В разделе "Галерея" новые художники

 

 

26.11.2009 | Новости Поздравляем с поступлением!
Художественная школа Артика поздравляет свою ученицу, Вдовиченко Анну

Архив новостей RSS

Группа Вконтакте

Артика Вконтакте

 

ВИДЕО о школе

 

Работы учеников

 

СКИДКИ НА ОБУЧЕНИЕ

 Rambler's Top100