рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Даммарный лак

Декор

Дивизионизм

Дизайн

Диптих

Дорический ордер

Доспехи

Драгоценные камни

Драпировать

Дюссельдорфская школа

 

Даммар. Даммарный лак (малайск. damar факел). Природная смола, выделяемая некоторыми породами тропических деревьев, встречается также в ископаемом виде. В древности использовалась для изготовления факелов, отсюда и произошло название. Доммар твердый, то же что и копал. "Белый даммар" растворяют в спирте, т. о. получают жидкий лак.

Декор. Декорация (лат. decor прекрасный, выдающийся). Совокупность элементов, украшения составляющие внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным. Различают «активный» декор, соответствующий конструкции постройки, связанный с его функцией и формой, и «пассивный» декор, не соответствующий членениям формы и привлечённый лишь для украшения здания. В архитектуре под декором нередко понимают всю неконструктивную часть сооружения. В живописи декор - украшение, элемент композиции, обогащающие содержание художественного произведения. Для сравнения орнамент имеет более узкое назначение. Декорация иногда употребляется в значении маскировки.

Дивизионизм (франц. divison  разделение) или пуантилизм (франц. pointiller писать точками). Живописная система письма, основанная на методичном разложении сложного цветового тона на чистые цвета, которые пишутся на полотне четко различимыми небольшими мазками (точечной или правильной прямоугольной формы) в расчете на их оптическое смешение при зрительном восприятии картины. Обладающая ярким декоративным эффектом система дивизионизма была разработана в 1880-е годы французскими живописцами Ж. Сёра и П. Синьяком и широко использовалась мастерами неоимпрессионизма.
Диптих (от греч. diptychos – двойной, сложенный вдвое), двустворчатый складень с живописными или рельефными изображениями на каждой створке; также две картины, связанные единством замысла и средств художественной выразительности.

Дизайн (англ. design проектировать, конструировать). 1. Художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий, машин, приспособлений, оборудования, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты. 2. Дизайн - любое проектирование, т. е. процесс создания новых предметов, процесс формирования предметной среды. 3. Дизайн - новый вид художественно-конструкторской профессиональной деятельности, возникшей в XX веке, с целью организации эстетической среды.

Диптих (греч. diptychos вдвое сложенный). Впервые встречается в древней Греции и Риме, представляли из себя две деревянные, бронзовые или слоновой кости дощечки для письма, они покрывались слоем воска и соединенные вместе. В средневековой Европе диптих - двухстворчатый складень с живописным или рельефным изображением. Позже диптих - композиция, состоящая из двух частей.

Дорический ордер (греч. dorikos дорийский, свойственный дорическим древнегреческим племенам). Классический архитектурный ордер, в котором порядок связи и формы несущих (колонн) и несомых частей соответствует дорийскому стилю. Дорический ордер отличается отсутствием базы у колонны, простой формы капители, состоящей из круглой подушки - эхина и прямоугольной плиты - абаки, а также наличием триглифов и метоп во фризе. Дорический ордер отличается мощными и тяжелыми пропорциями колонн.

Доспехи (лат. spes ожидание, надежда). 1. Вооружение и латы. 2. Доспехи - декоративный мотив, аналогичный трофеям, но более свободный по композиции.

Драгоценные камни. Самоцветы. Минералы, обладающие свойствами драгоценных материалов (красота, прочность, редкость). Драгоценные камни - аквамарин, алмаз, аметист, берилл, изумруд, малахит, оникс, опал, рубин, сапфир, топаз, циркон, чароит, яхонт и др.

Драпировать (франц. draper) закрывать или обивать что-либо материей, собирать ее в складки. Занавеси со складками - драпировка.

Дюссельдорфская школа. Живописная школа Германии XIX века, сформировавшаяся в Дюссельдорфе в связи с основанием здесь в 1819 году Академии Художеств, которую возглавил директор, Питер Корнелиус. Стилистическое направление школы первых лет существования - академизм и романтизм. В 1826–1859 годах, директором Академии Художеств был В. Шадов и Дюссельдорфская школа разделилась на несколько течений: национально-историческая тематика трактовалась в духе патетического романтизма (К.Ф. Зон), в эпико-героических образах (А. Ретель), даже с оппозиционных антикатолических позиций (К.Ф. Лессинг); развивался реалистический пейзаж (О. и А. Ахенбах). В бытовом жанре в Дюссельдорфской школе с 1850-х годов господствовали идиллические сцены из жизни бюргеров и патриархального крестьянства (Л. Кнаус, Б. Вотье).