рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Халцедон

Харес

Хендж

Херувим

Хиазм

Химера

Хитон

Холмогорская Резная Кость

Холуйская Миниатюра

Холст

Хор. Хоры

Холодный цвет

Храм

Хризолит

Хрисоэлефантинная скульптура

Хроматизм. Хроматические тона

Хромотипия

Хрусталь

Художественная деятельность

Художественная культура

Художественная обработка керамики

Художественная обработка металла

Художественная обработка стекла

Художественная обработка тканей

Художественно-исторический Музей

Художественное ремесло

Художественное (эстетическое) сознание

Художественный метод

Художественный образ

Художественный стиль

Художество

Художник

Хумпен

Хэмптон-Корт

 

Халцедон (греч. chalkedon). Полудрагоценный, полупрозрачный камень. Минерал - разновидность кварца. Халцедон был назван в честь города Халкидон в Византии, в пригороде которого на побережье Мраморного моря были найдены залежи этого камня. Халцедон бывает разных цветов и разновидностей: красный (сердолик, карнеол), бурый (сардер), зеленый (хризопраз, гелиотроп), голубой (сапфирин), полосчатый (агат, оникс). Халцедон используется в ювелирном искусстве в качестве поделочного камня. Еще в Древней Греции и Древнем Риме из него вытачивали художественные рельефные изображения: геммы или камеи. Халцедон используется как материал не только для украшений (бус, браслетов, сережек), но и для создания небольших скульптур, статуэток, посуды, ваз, мозаик, рам для картин, шкатулок, витражей . Халцедон служит для инкрустации мебели, интерьера, а также в качестве облицовочного материала..

 

Харес. 1. Древнегреческий родосский скульптор, живший ориентировочно в IV-III веках до н. э, ученик Лисиппа, придворного скульптора Александра Македонского. Создатель статуи Гелиоса, древнегреческого бога Солнца, (Колосс Родосский) для гавани портового города Родоса на берегу Эгейского моря. Колосс Родосский является одним из «Семи чудес света». Харес в течении двенадцати лет работал над созданием 36-метровой статуи. Колосс Родосский был изготовлен из глины,металлического каркаса, торс статуи покрыт бронзовыми листами, а лицо и венок золотом. Скульптура стояла на постаменте из белого мрамора лицом на юго-восток и была видна с дальнего расстояния. Ее хорошо отполированные листы отражали солнечный свет и служили маяком для мореплавотелей, а золотой венец символизировал сияние солнца. 2. Харес — древнегреческий вазописец второй четверти VI в. до н. э. Известен благодаря сосуду, на котором изображена одна из сцен Троянской войны (собрание Лувра).

 

Хендж (англ. henge - забор, ограда). Древние ритуальные сооружения земляного типа, расположенные на Британских островах. Хендж представляет из себя земляной вал имеющий круглую или овальную форму диаметром от 20 до 500 метров, ограниченный глубоким рвом. Высота вала как правило была больше 10 метров. Вал и ров были не сплошными, а имели один, два или четыре прохода, которые вели к внутренней площади. Хендж мог включать различные компоненты: архитектурно оформленные порталы, деревянные столбы, группы камней или монолитов расположенных по кругу, захоронения в виде курганов или лунок для погребений в кольцевом рву. (смотреть Стоунхендж)

 

Херувим (греч. xerubiu, др. евр. kerub - возносить) В иудаистической и христианской религиях - крылатые небесные существа, которые имеют второй ангельский чин после серафима (в духовной иерархии девять ангельских чинов). Херувимы являются символом «славы божей», уста которых поют гимн прославляющий возле престола Бога. Также они являлись символом охраны. В писании херувим «с пламенным мечом обращающимся» охраняет вход в Эдемский Сад (после изгнания Адама и Евы из рая Xерувимы охраняют Древо жизни). Херувимы венчают крышку ковчега. Бог сказал Моисею: "там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым". В храме Соломона они хранят скрижали завета. В Ветхом Завете Бог восседал и летал на херувимах: "поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него. Наклонил Он небеса и сошел, - и мрак под ногами Его. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих; избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня". В христианском богословии херувимы являлись существами обладающими «великим знанием», они символизировали и «песнословили» действия Бога. Херувим изображался с крыльями, олицетворяющими собой высшие силы и лицом - символом души.«И вид этих животных был как вид горящих углей, как вид лампад; огонь ходил между животными, и сияние от огня и молния исходила от огня. И животные быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния» Начиная с IV века начинает преобладать учение о том, что херувимы являются существами, хотя и обладают определённой символикой. Иоанн Златоуст дал определение для херувимов: «Херувим означает ни что иное, как полную мудрость. Вот почему Херувимы полны глаз: спина, голова, крылья, ноги, грудь — все наполнено глаз, потому что премудрость смотрит всюду, имеет повсюду отверстое око.»

 

Хиазм (от греч. chiasmos - крестообразный). 1. Изображение элементов композиции в крестообразной форме, аналогичной греческой букве Х «хи». 2. Хиазм в античной скульптуре - изображение человеческой фигуры, стоящей в позе с опорой на одну ногу. При этом возникает изогнутая средняя волнообразная линия фигуры, аналогичная букве S. При этом фигура воспринимается как особенно изящная и грациозная. Поднявшееся бедро при этом положении находится на той же вертикальной линии, что и опущенное плечо, а опущенное бедро, соответственно, на линии поднятого плеча. Хиазм возродился в искусстве Раннего итальянского Ренессанса. Хиазм является отражением единства и разнообразия, равновесия и динамики, симметрии и ассиметрии. Хиазм в изображении может формироваться разнообразными объектами и повторами изгибов силуэтов, пластики фигур, ритмом складок и элементов пейзажа. Хиазм путем повторяющихся элементов может создавать орнаментально-декоративный эффект. Английский художник живописец и гравер Уильям Хогарт (1697-1764) в своей книге «The Analysis of Beauty» (1753) описал «линию красоты и привлекательности», имеющую форму вытянутой латинской буквы S: «S-образная линия», «S-образный изгиб».

 

Химера (греч. chimaira - коза). В древнегреческой мифологии чудовище с огнедышащей пастью, с головой и шеей льва, туловищем козы и хвостом змеи. Химера родилась от Тифона и Ехидны. Она была вскормлена ликийцем Амисодаром. Убил ее стрелой из лука Беллерофонт (сын Главка), в соответствии с предсказанием богов. И упала Химера на Алейские равнины. Ее описание встречается у Гомера в шестой песне «Илиады». Гесиод в своей «Теогонии» описывал ее как трехголовое чудовище, у которого посредине хребта находится козья голова, на одном конце туловища змеиная голова, а на другом - львиная. «Также еще разрешилась она изрыгающей пламя, Мощной, большой, быстроногой Химерой с тремя головами: Первою — огненноокого льва, ужасного видом, Козьей — другою, а третьей — могучего змея-дракона. Спереди лев, позади же дракон, а коза в середине; Яркое, жгучее пламя все пасти ее извергали. Беллерофонт благородный с Пегасом ее умертвили» Бронзовое изваяние Химера из Ареццо (V век) - этрусская скульптура, являющаяся воплощением химеры, описанной Гесиодом. 3. По приданию в Ликии есть одноименный вулкан Химера. У подножия вулкана кишат змеи, а на склонах пасутся козы и залегают в своих логовах львы. Вероятно, Химера — метафора этой необычной горы. 2. Химера - мифическая жестокая и вероломная женщина. Ее братья: Лев и Дракон. 4. В переносном смысле — фантастическая, безнадежная, несбыточная мечта или идея. 5. В Средние века, в эпоху Готики, Ренессанса и Барокко в изобразительном искусстве и скульптуре характерны изображения порочных фантастических чудовищ, олицетворяющих силы зла. Часто химера является частью орнамента в убранстве церквей, соборов и монастырей. Причудливыми формами отличаются химеры в основании башен собора Парижской Богоматери.

 

Хитон. (греч. chiton - одежда) Мужская и женская длинная, широкая, ниспадающая складками одежда у древних греков (аналог хитона - римская тога). Хитон является неким подобием рубашки изготовленный из льняной или шерстяной ткани без рукавов или с рукавами (такой хитон носили первоначальн актеры). Мужской хитон изготавливался из прямоугольного куска ткани сложенного пополам и стянутого на плечах разнообразными по форме пряжками. При физических упражнениях пряжку на правом плече отстегивали, что изменяло форму одежды и, при этом, придавало свободу движениям. Низ хитона был подшит, в противном случае неподшитый низ хитона был символом падения, траура или рабства. Найболее распространенным является изображение, когда хитон подпоясывался, с напуском. Длина хитона соответствовала возрасту и социальному положению человека в социуме. Хитон мог доходить до колен. Жрецы, должностные лица, люди с высоким статусом и актеры во время представлений носили длинные хитоны, доходящие им до лодыжек. У воинов хитоны были укороченные до бедер. Экзомис - хитон, который надевали во время работы в полях и охоте в лесах. Такой хитон представлял из себя кусок грубо обработанного полотна, пропущенный под правой рукой и скреплённый на левом плече, укороченный и подпоясанный. .

 

Холмогорская Резная Кость. Художественные изделия русского прикладного искусства. Холмогорская резьба по кости является народным промыслом, получившим распространение в Архангельской области в селе Холмогоры и его окрестностях (XVIII-XIX веках). Изделия изготавливались из мамонтовых и моржовых бивней и костей, а также из кости домашнего скота. В этой технике изготавливались шкатулки, табакерки, коробочки, гребни, ларцы, кубки, вазы, посуда, рамы, украшения, миниатюрные портреты. Холмогорская Резная Кость использовалась как облицовочный материал, тонкими пластинами покрывалась мебель. Холмогорская Резная Кость отличается тонкой проработкой деталей выполненных в технике низкого рельефа. Сюжетные композиции (сцены из народного фольклора и современной жизни, исторические события и литературные сюжеты) обрамлены изысканным растительным орнаментом. В настоящее время Холмогорская Резная Кость изготавливается на фабрике художественной резьбы по кости имени М. В. Ломоносова.

 

Холуйская Миниатюра. Вид русской народной миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла в 1932 в поселении Холуй Ивановской области на основе иконописного промысла.

 

Холст. В изобразительном искусстве - основа для живописи, ткань из конопли, льна, пеньки или джута, на которой пишут картины. Холст имеет грубое, крупное плетение нитей (чередованием нахлестов через одну, две или три нити). Плетение может быть полотняным (перпендикулярное или прямое плетение нитей) или более прочным саржевым (косое переплетение нитей). Холст бывает мелкозернистым - плетение в одну нить (используется для картин небольшого размера) и крупнозернистым - плетение в три нити (для больших картин). Театральный холст имеет плетение - в одну сторону одна нить, в другую две. Впервые упоминание об использовании холста под живопись встречается у Плиния (XXV, 51). Речь идет о портрете императора Нерона высотой в 120 футов. В Древней Руси домотканный холст наклеивался на доску, получалась паволока, на которую наносился специальный грунт - левкас. Холст предотвращал растрескивание живописного слоя икон. Холст на подрамнике начали использовать в странах Западной Европы с XV века (в эпоху Возрождения), а в России — с XVII века. Холст имеет преимущество перед другими живописными основами: он не ограничивается в размерах, благодаря своему небольшому весу, его легко транспортировать, холст можно сворачивать в рулон и при необходимости натягивать на подрамник, выставлять в различных помещениях. Но холст быстро старится, в то время как красочный слой сохраняется дольше. Холст больше подвержен влияниям окружающей среды, он плохо переносит изменение влажности, перепады температур, может порваться. Если грунт пропускает на холст масло, то он становится хрупким. Некачественный холст с добавлением синтетической нити трудно загрунтовать, под действием клея ткань неравномерно растягивается, что приводит к ее короблению. Стеклоткань редко используется из-за ее хрупкости и ломкости.Также применяют холст из конопляной пряжи.

 

Хор. Хоры (греч. choros - хор, место, площадка, танец). 1. В Древней Греции - площадка для спектакля, а также коллектив древнегреческого спектакля. 2. Хор в архитектуре раннехристианских католических храмов - место перед алтарём в восточной части храма (к востоку от трансепта), предназначенное для певчих и духовенства во время богослужения,отделенное оградой от остальной части церкви. Позже в западноевропейских странах хор - вся восточная (алтарная) часть церковного здания, до апсиды. Таким образом хор стал включать пресвитерий.3. Хоры - В архитектуре Древней Руси - балкон рассполагающийся высоко вдоль стен в интерьерах храмов, больших залов, на втором этаже этих помещений. Хоры предназначались для богатых и знатных семей, царских особ.

 

Холодный цвет. Цвета разделяются по длине волн на теплые и холодные (короткие волны соответствуют холодным цветам, длинные волна - теплым). Холодный цвет - цвет, находящийся в холодной части спектра: синий, голубой, фиолетовый и зеленый.

 

Храм (нем. hrama - колонна, опора, строение, инд. harmyam - крепость). 1. В древности - участок земли, отведенный для совершения обряда, посвященного божеству. Позднее стали возводиться постройки - обители богов. 2. Храм - архитектурное сооружение в совокупности с внутренним убранством и храмовым действием. Храм представляет собой единое сложное композиционное единство произведений искусства (скульптура, живопись), освещения, музыки, церковной утвари и т. д. Храм - место всеобщего собрания верующих; здание, церковь, предназначенные для совершения богослужений, религиозных обрядов, торжественных церемоний. В христианской традиции храмом является сооружение, в котором приносится жертвоприношение. Такой храм имеет алтарь и в нем совершается евхаристия (бескровное жертвоприношение). Символика архитектурных и декоративных элементов храмов отражает представления общественности о миропорядке. Внешний вид зданий видоизменялся по мере развития зодческого искусства, строительной техники и имел национальные особенности. На сегодняшний день в иудаизме официального храма нет. В исламе мусульманская мечеть не является храмом.

 

Хризолит (греч.chrysos - золото и lithos - камень). Минерал, драгоценный ювелирный камень. Хризолит - разновидность желто-зеленого минерала корунда (иногда имеет светло-зеленый или золотистый оттенок). Хризолит имеет высокий коэффициент преломления света. В зависимости от освещения заметны те или иные оттенки камня, например, при дневном свете хризолит кажется более желтым, золотистым, в условиях же искусственного освещения зеленым. Хризолит использовался в качестве драгоценного камня за 4 тыс. лет до н. э. В древние времена название хризолит носили любые камни, имеющие золотистый оттенок. Твердость хризолита различна, что мешает ювелирной обработке камня, потому что различные грани кристалла по разному поддаются полировке. Прозрачный и относительно мягкий хризолит чаще используют в таких ювелирных изделиях, как броши, серьги, кулоны, бусы, а также в инкрустациях книг, рам, ваз и т.д. Хризолит реже носят в перстнях, так как его можно повредить. Окраска камня может быть равномерной или неравномерной. Хризолиты подземных месторождений имеют более насыщенную окраску, иногда встречаются в виде кристаллов. Хризолит обрабатывают ступенчатой огранкой, бриллиантовой или кабошоном.

 

Хрисоэлефантинная скульптура (греч. chrysos - золото и elephas - слоновая кость). Античная скульптура из золота и слоновой кости. Хрисоэлефантинная скульптура (как правило статуи богов и царей) представляла из себя деревянный каркас с наклеенными на него пластинами изготовленными из слоновой кости, имитировавшие обнаженные участки тела и золотыми листами из которых исполнялись волосы и одежда. В этой технике работали древнегреческие скульптора: Фидий, Леохар, Поликлет, Каламид и др. Термин «хрисоэлефантинная скульптура» в XIX—XX вв. обозначает сочетание слоновой кости и золота, а также комбинации с другими металлами: бронзой, мельхиором, серебром и т.д. Широкое распространение получили скульптуры из бронзы и слоновой кости в начале XX века (стиль Art Deco) во Франции, Германии и Австрии. Это было связано со снижением цен на слоновую кость.

 

Хроматизм. Хроматические тона (греч. chromatikos - окрашенный, цветной, chroma - цвет). Окраска предмета в определенные цветовые тона. Цвета спектра, определяющие тот или иной оттенок цвета, его основные свойства.

 

Хромотипия (греч. chroma - цвет). 1. Типографская печать рисунков на литографском станке несколькими красками. 2. Хромотипия - отпечаток, сделанный таким способом.

 

Хрусталь (др.греч. - прозрачный камень, кристалл). Вид стекла, содержащий в своем составе значительное количество окиси свинца и бария, что увеличивает показатель светопреломления стекла, дисперсию света. Эти соединения придают стеклу прозрачность и увеличивает пластические свойства, добавляют сверкание и блеск. Хрусталь обладает меньшей термостойкостью в сравнении с другими сортами стекол. Хрусталь хорошо поддается обработке — формообразованию, огранке, полировке, резьбе, гравировке и т.д. Название было дано из-за внешнего сходства с кристаллами горного хрусталя. Хрусталь производят при высоких температурах, сплавляя кремнеземы с оксидом свинца и другими добавками оксидов. Хрусталь служит для изготовления изделий столовой посуды, люстр, скульптур, статуэток и других произведений искусства и декоративных изделий. Венецианское и чешское стекло также считается хрусталем.

 

Художественная деятельность. Творческая активная деятельность, в процессе которой создаются художественные образы и различные формы произведений искусства. Художественная деятельность является частью той человеческой деятельности, в которой присутствует эстетическое начало. Художественная деятельность является частью и достоянием человеческой культуры. Произведения искусства - способ выражения художественной деятельности. В искусстве осуществляется художественное познание и художественная оценка мира, создается новая художественная реальность. Художественная деятельность - также восприятие произведений искусства, их анализ, творческое соучастие и сопереживание. Художественная деятельность влияет на деятельность человека и формирование общества.

 

Художественная культура. Деятельность в ходе которой человек создает, распространяет, хранит, осваивает, восстанавливает и изучает произведения искусства и материальные предметы, обладающие эстетической ценностью. Науки изучающие Художественную культуру: философия, эстетика, история, искусствоведение и литературоведение.

 

Художественная обработка керамики. Гончарное дело, лепка, отливка, сграффито, глазурование, роспись, лощение и т.д. Художественная обработка керамики является одним из направлений в декоративно-прикладном искусстве.

 

Художественная обработка металла. Вид декоративно-прикладного искусства. Художественная обработка металла включает такие технологические приемы, как гравирование, скань, роспись по эмали, ковка, литье, золочение, чеканка, филигрань, финифть, чернь, гальванопластика и т. д. Гальванопластика — художественная обработка металла электролитическим путем, тиражирование изделий посредством электролиза. Скань (филигрань) - художественная обработка металла при которой изделия изготавливаются из крученой или гладкой проволоки и соединяются при помощи пайки. Узоры как правило изготавливаются из серебра, или золота. Зернь - декорирование элементов изделий напайкой небольшими металлическими шариками. Чеканка — художественная обработка металла способом выколотки или плющения. Чеканка может быть плоскорельефной или объемной. Гравировка — декорирование художественных изделий путем нанесения штрихов и линий поверхностной порезкой. Эмаль (финифть) - декоративное покрытие, накладывающееся на поверхность металлических изделий. Эмалевое покрытие имеет гладкую, твердую и блестящую поверхность. Роспись по эмали осуществляется специальными жаростойкими керамическими красками, после чего эмаль подвергается повторному обжигу. Ковка — художественная обработка металла путем сплющивания, раскатки, скручивания, резки и т. п. Насечка — инкрустация узоров металлической проволокой или пластинками. Чернь - наплавление черни (сернистые окислы серебра, меди и свинца) на серебряную поверхность. Штамповка — художественная обработка металла способом тиснения или удара штампами. Гнутье — изготовление изделий путем сваривания гнутых элементов. Литье — отливка изделий из расплавленного металла. Травление — обработка поверхности металла химическими веществами(кислота и щелочь). Гальванопластика — художественная обработка металла электролитическим путем, тиражирование изделий посредством электролиза.

 

Художественная обработка стекла. Витраж, гнутое стекло, моллирование, резьба, гравировка, травление, шлифование, роспись, филигрань и т.д. Художественная обработка стекла производится при помощи специальных механических приборов и инструментов: фасонная резка стекла, пескоструйная обработка стекла (матирование стекла), сверление отверстий и т. д.

 

Художественная обработка тканей. Существуют различные способы декоративного оформления тканей: вышивка, батик, набойка, гобелен, кружево и т. д. Батик — нанесение изображения на ткань с использованием специальных текстильных красителей и резервирующих составов. Плетение — создание кружева при помощи коклюшек.Вышивка — узор нанесенный на ткань при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, жемчуга, бисера и т. д. Набойка — нанесение цветного узора на ткань при помощи печатных форм. Аппликация — художественная обработка тканей с использованием различных материалов в качестве элементов узора, которым декорируется изделие. Художественное ткачество — переплетения различных по фактуре разноцветных нитей, создающих узор или изображение. Фотопринт — художественная обработка тканей при помощи специальных компьютерных технологий.

 

Художественная техника.  Совокупность знаний, навыков, способов и приемов, с помощью которых исполняется художественное произведение.

 

Художественная форма.  Композиционная построенность; единство средств и приемов, реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.

 

Художественно-исторический Музей  (нем. Kunsthistorisches Museum 1858 - 1891 г.) Музей истории искусств — Венский художественный музей (Австрия), построенный по приказу Франца Иосифа I. Музей выполнен по проекту Готфрида Земпера и барона Карла фон Хазенауера в стиле итальянского Ренессанса. В собрании музея находятся античные экспонаты, живописные полотна западноевропейских художников (Иероним Босх, Питер Брейгель, Диего Веласкес, Антонис ван Дейк, Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Рембрандт Харменс ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Рафаэль Санти, Клод Моне, Винсент Ван Гог), скульптура, ювелирные изделия и т.д.

 

Художественное ремесло. 1. Художественная деятельность, основанная на ручном производстве, с использованием ручных орудий труда. Качество изделий зависит от мастерства работника. Выделяют следующие ремесла: кузнечное ремесло, столярное ремесло, ткацкое ремесло, гончарное ремесло, плотницкое ремесло, прядильное ремесло, пекарное ремесло, сапожное ремесло, печное ремесло, кожевенное ремесло. В современном мире ремесло вытесняется фабрично-заводской промышленностью. 2. Художественное ремесло - составляющая творческого процесса, а также работа, выполненная мастером вручную из какого-либо материала.

 

Художественное (эстетическое) сознание. Художественное мышление. Часть художественной деятельности, одна из форм общественного сознания, мысленный процесс. Художественное сознание связано с воображением и фантазией. Эстетическое сознание отражает стремление человека к гармонии, красоте и идеалу.

 

Художественный метод. Система принципов, закономерностей влияющих на процесс создания произведений литературы и искусства. Способы отбора, обработки и обобщения художественного материала складываются в конкретной социальной и культурной среде и отражают направленность творческой профессиональной деятельности художника на определенном временном этапе развития истории искусства. Существует условное обозначение метода: метод классицизма, метод натурализма, метод романтизма, метод романтизма, метод реализма, метод символизма, метод сюрреализма и т.д.

 

Художественный образ. Форма освоения мира, образ, создаваемый и воплощаемый в материальной форме автором, а также сам процесс создания эстетически воздействующих объектов. Художественный образ создается автором с целью обобщить различные явления действительности. Он неповторим и уникален по своей природе. Художественный образ создается на основе таких средств как: изображение, звук, язык. 2. Художественный образ -любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении.

 

Художественный стиль. Выразительные средства, характеризующие художественную уникальность произведения литературы и искусства. Художественный стиль тесно связан с художественным методом, являясь конечным результатом творческого процесса автора.

 

Художество. 1. Искусство, область профессиональной деятельности художника. 2. Изобразительное искусство, пластическое искусство: живопись, скульптура, архитектура. В связи с этим употребляется термин: «Академия художеств» (Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина).

 

Художник. (греч. chroma - цвет) 1. Творчески мыслящий человек, занимающийся изобразительным искусством, создающий уникальные художественные образы. Художник занимается определенным видом изобразительного искусства: живописью (художник - живописец), графикой (художник - график), фотоискусством (фотохудожник) и т.д.

 

Хумпен. (нем. Humpen - чаша, бокал). Средневековая утварь, большой стеклянный стакан или бокал конической формы с низкой широкой ножкой. Позднее хумпен приобретает цилиндрическую форму. Хумпены расписывали эмалевыми красками, изображая на них гербы владельцев. «Хумпены имперского орла» - стаканы с гербами курфюрстов Германской империи. На груди орла иногда изображалось Распятие. «Хумпены с курфюрстами» - стаканы с образами императора на троне и семи окружающих его курфюрстов были распространены в Германии в XVI в, а в XVII в. появились изображения императора и курфюрстов в конном строю. Хумпены использовали для пива в Германии XV—XVI вв.

 

Хэмптон-Корт (Hampton Court). Дворец Тюдоров в Ричмонд-эпон-Темз (окрестность Лондона). Дворец был построен кардиналом Томасом Уолси, впоследствие перешел в собственность короля Генриха VIII. Хэмптон-Корт стал резиденцией английских королей.Для Вильгельма III здесь был разбит первый в Англии регулярный французский парк с фонтанами, стриженными деревьями и лабиринтом площадью в 60 акров.