рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю

Обелиск

Образ

Обрамление

Обратная линейная перспектива

Обсидиан

Объект

Объем

Овал

Ожерелье

Оклад

Олифа

Олово

Оникс

Опал

Оранжевый цвет

Ордер

Оригинал

Ориентализирующий стиль

Ориентализм

Орнамент

Орфей

Орфизм

Основа для живописи

Отель

Отношения

Оттенок

Оформление

Офорт

Офсет

Охра

 

Обелиск (греч. obeliskos - вертел, столб) . В архитектуре монументальное каменное сооружение, сужающееся кверху, квадратное в сечении с пирамидально заостренной верхушкой. Первоначально обелиск в Древнем Египте был символом Солнечного культа, прославляющим бога Ра, а в дальнейшем обелиски посвящались фараонам. Египетские обелиски представляют из себя монолиты, установленные по обе стороны от входа в храм. В Древний Рим ввозились египетские обелиски и устанавливались в городах для украшения. В Палестине и Финикии обелиски составлялись из нескольких сегментов. В архитектуре Ренессанса обелиски относительно небольших размеров устанавливались в качестве декоративного элемента и композиционного акцента площадей.

 

Образ. Форма отражения окружающего мира в сознании человека. Образ - эстетическая, ментальная и мировоззренческая основа для любого вида деятельности человека. Основой любой художественной деятельности является художественный образ. Художественный образ — это образ создаваемый автором художественного произведения, раскрывающий описываемое или изображаемое явление действительности. Отсюда другое значение слова «образ» - икона. От слова образ происходят слова «образец», «изобразить», «изображение».

 

Обрамление. 1. Декоративный элемент, расположенный по периметру объекта. Обрамление используют для создания завершенного композиционного единства. 2. Обрамление - рама, окантовка.

 

Обратная линейная перспектива. Вид перспективы, противоположный прямой перспективе. Обратная перспектива применялась в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек схода. Обратная перспектива позволяет показать предмет с разных сторон. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, линии расходятся и масштабы увеличиваются от переднего плана к дальнему. Центром схода линий находится не на горизонте, а на зрителе.

 

Обсидиан (лат. Obsidianus lapis - камень Обсидия, по имени римлянина Обсидия, привезшего камень из Эфиопии). Горная порода камня, представляет собой природное вулканическое стекло. Обсидиан хорошо полируется, имеет характерный стеклянный блеск и серо-черную или красно-коричневую окраску. Обсидиан используется как добавка к извести, для изготовления темного стекла, как поделочный камень в глиптике и декоративной скульптуре, в качестве термоизоляции. В древности обсидиан применялся для изготовления орудий быта, оружия и для ювелирных украшений.

 

Объект (лат. objectum - лежащий впереди, objectare - выставлять вперед). Философская категория, обозначающая явление, существующее в реальной действительности помимо и вне зависимости от нашего сознания. Объект - это предмет, явление, процесс, человек, общество, то, на что направлена познавательная или преобразующая активная деятельность субъекта, (производящего действие).

 

Объем. 1. Количество, вместимость пространства, занимаемого телом или веществом. В отличие от линии, находящейся в двухмерном пространстве, объем трехмерен. Объем тела или вместимость сосуда определяется его формой и размером. Единицы измерения объема - кубический метр, кубический сантиметр, литр, галлон, баррель и т. д. 2. Объем в переносном значении обозначает общее количество чего-либо, например, «объем продаж», «объем фонда», «объем рынка». 3. В изобразительном искусстве объем - трехмерное изобразительное средство, используемое художниками для создания иллюзии пространства на плоскости в графике и живописи. Передача объема входит в круг задач архитекторов и скульпторов.

 

Овал (франц. ovale, лат. ovum - яйцо, ovatus - яйцевидный) 1. Плоская замкнутая выпуклая гладкая кривая. Эллипс является одной из разновидностей овала (окружность в перспективном сокращении). 2. Вытянутая округлая форма часто встречается в искусстве рококо, классицизме.

 

Ожерелье (др. русское жерло, жерело - горло, отверстие) 1. Ожерелье. Бусы. Ювелирное изделие, украшение, предмет роскоши, которое надевают на шею, руки или, реже, ноги. Бусы являются разновидностью ожерелья. Бусы могут использоваться в качестве украшения для новогодней елки. Для изготовления ожерелья и бус на нить, леску или резинку нанизывают различные элементы, такие как камешки, жемчуг, ракушки, стеклянные и металлические бусины, драгоценные и полудрагоценные камни, шерсть, нитки и т . д. В древние времена ожерелье изготавливалось из костей и зубов живых существ, являясь военным и охотничим трофеем и имея магическое значение. 2. Ожерелье - деталь одежды в древнерусской одежде. Представляет собой воротник из бархата, парчи или украшенного драгоценными камнями атласа. Ожерелье пристегивалось к верхней одежде.

 

Оклад. 1. Риза - оклад иконы. Вид декоративно-прикладного искусства. Декоративное, рельефное, защитное, накладное покрытие на иконах, выполненное из металла (медь, латунь, серебро или золото). Оклад покрывает всю иконную доску поверх красочного слоя, оставляя открытыми несколько элементов: лица и руки персонажей, для которых сделаны в соответствуюющих местах прорези. Оклад украшался чеканкой, эмалью, филигранью и драгоценными металлами. 2. Оклад - переплет книги (Библии, летописных книг, книги-кодекса и т. д .), выполненный в драгоценном металле, украшенный бисером, жемчугом, драгоценными камнями, цветными стёклами и т. д. Иногда обивался бархатом.

 

Олифа (греч. aleipha — мазь, масло). Связующее пленкообразующие вещество растительного происхождения. Способы приготовления олифы просты. Растительные масла (льняное или конопляное) или алкидные смолы подвергаются термической обработке. Для перегонки олифы используют масла в состав которых входит жирная линоленовая(льняномасляная кислота), от количества которой зависит скорость высыхания масла. Масла подразделяются на высыхающие, полувысыхающие и не высыхающие. Не высыхающие масла не содержат линоленовой кислоты. Высыхающие растительные масла в обычной среде окисляются очень медленно. Для ускорения высыхания масло подвергают термообработке с добавлением сиккативов (соединения металлов). При нагревании в масле образуются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов способствуют быстрому высыханию. Современные олифы после нанесения их на поверхность превращаются в твердую и эластичную пленку в течение суток. Олифа является грунтом для дерева, металла, стен и других поверхностей предназначенных под дальнейшую покраску, обеспечивая меньшую степень впитываемости красочного слоя. Олифа защищает деревянные изделия от влаги, гниения и древесных паразитов. Слоем олифы покрывали иконы для предохранения живописи от влияний окружающей среды.

 

Олово (прусск. alwis - свинец , греч. alfos, лат. albus - белый, лат. Stannum - символ Sn) . Легкий металл серебристо-белого цвета с матовым блеском. При обычных условиях олово — пластичный и ковкий металл, безопасный в соединении с продуктами питания, что способствовало его использованию для изготовления посуды. Олово - легкоплавкий металл. Олово было известно человеку уже в бронзовом веке. Олово в соединении с медью является компонентом бронзы.

 

Оникс (греч. onixion ноготь) . Полудрагоценный камень, минерал, халцедоновая разновидность кварца. Примеси создают окрашенные слои, расположенные параллельно по отношению друг к другу. Мраморный оникс - кристаллическая разновидность минерала кальцита. Другие его названия: мексиканский оникс или алжирский оникс, имеет зеленый или бело-желтый цвет. Используется в архитектуре в качестве облицовочного камня. Оникс с белыми и черными узорами - арабский оникс. Оникс с красно-коричневыми, оранжево-красными, иногда почти красно-черными и белыми полосами - сардоникс. Карнеолоникс - с красным и белым узором. Халцедон-оникс с белыми и серыми полосами. Оникс может иметь коричневый, коричнево-жёлтый, янтарный, белый с желтоватыми или розоватыми прослойками цвета. Для оникса также характерны слои разных цветов.

 

Опал (инд. upala - драгоценный камень, греч. opallios, лат. ораlus) . Драгоценный камень , кремнезём, широко используемый в ювелирном деле. Опал бывает бесцветный или с белой, голубой, красноватой, зеленоватой Люминесценцией. Черный опал отливает всеми цветами радуги. Встречаются опалы с бело-молочной, синей окраской, с зеленоватыми и бурыми оттенками. Разновидности опалов зависят от различных свойств: цвета, блеска, прозрачности, твёрдости, примесей.

 

Оранжевый цвет (нем., франц. orange - апельсин). Цвет промежуточный между красным и желтым цветами спектра, возникает в результате их смешения.

 

Ордер (лат. ordo – порядок). В архитектуре, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, структура и художественная обработка этих частей. К несущим частям относится колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом, к несомым – архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров, получивших название от племен и исторических областей, сложилась в зодчестве Древней Греции: лаконичный дорический ордер с лишенной базы колонной и капителью, состоящей из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абака); ионический ордер, со стройной, увенчанной капителью с двумя завитками (волютами) колонной; пышный и торжественный коринфский ордер, для которого характерна нарядная капитель, состоящая из вырезанного из камня пучка листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Модификация дорического ордера – тосканский, ионического и коринфского – композитный. Ордерные системы лежат в основе оформления фасадов и интерьеров, способствуют выявлению логики сооружения, организации пространства. Ордерные системы широко применялись в зодчестве Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма, неоклассицизма и т.д.

 

Оригинал (лат. originalis - первоначальный). Первоначальный, подлинный. 1. В области изобразительного искусства - подлинник, подлинное авторское художественное произведение в отличие от подделки, копии, слепка или репродукции. Кроме того, в художественной терминологии оригинал обозначает художественное произведение, служащее образцом для копии. В этом смысле слова оригиналом может выступать как подлинная картина, так и копия с нее или даже иллюстрация. 2. В искусстве печатной графики оригинал - каждый печатный оттиск. В скульптуре оригинал - многократно отформованная скульптура, если она отражает авторскую задумку. В издательском деле оригинал - текстовое или графическое произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и подготовленное для печати.

 

Ориентализирующий стиль. Ковровый стиль. Протокоринфский стиль - художественный стиль в чернофигурной вазописи Древней Греции VII в. до н. э., сменивший геометрический стиль. Художники использовали мотивы заимствованные с Ближнего Востока. Фигурные изображения господствуют над орнаментальными мотивами. Восточные стилизованные животные сочетаются с фантастическими существами, героями и богами греческой мифологии. Изображение фигур становится более натуралистичным. На вазах изображались грифы, сфинксы, львы и птицы. Свободное пространство заполнялось рисунком. Основными центрами изготовления керамики в ориентализирующем стиле были Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика. Формы сосудов коврового стиля заметно отличаются от форм геометрического периода. Вытянутые пропорции ваз меняются низкими, раздутыми, округлыми формами керамики новой эпохи: кратеры, амфоры, ойнохои, килики, арибаллы , бомбилии, пиксиды , блюда. В этих сосудах хранится вода, вина, ароматические масла, косметика и т. д.

 

Ориентализм. 1. Направление в живописи с использованием сюжетов, символики, мотивов Ближнего Востока, Китая, Индии, Японии и других стран. Изучение Востока, его экзотики сводилось к копированию внешних признаков культуры, при довольно поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Первоначально ориентализм в живописи ограничивался изображением приемных султанов и муфтиев, художники изображали сказочный, воображаемый Восток: Франсуа Буше, Шарль-Амеде Ван Лоо, Жан Оноре Фрагонар, Бонингтона и Жан Огюст Доменик Энгр. В стиле ориентализм работали художники: Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, Орас Берне, Теофиль Готье, Анри Реньо, Жан Леон Жером, Теодор Фрер, Альбер Бенар. 2. Ориентализм - восточный, ориентальный оттенок, признак в чем-либо или каком- либо явлении, направлении. Ориентализм стиля.

 

Орнамент (лат. ornamentum — украшение). Заритмованный узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент является украшением как предметов быта (утварь, орудия и оружие, текстиль, мебель и т. д.), так и архитектурных сооружений (малые архитектурные формы, общественные здания и т. д.). Орнамент тесно связан с формой поверхности, которую он украшает, выявляя ее архитектонику, создавая композиционные акценты. Орнамент стилизует и схематизирует определенные мотивы. Орнамент зачастую имеет символическое, магическое или религиозное значение. Наибольшее развитие орнамент получает в тех регионах, где преобладают условные формы отображения действительности: Древний Восток, Америка (Мексика, Перу, Эквадор и т. д.), Азия (Япония, Китай, Индия, Турция и т. д.). Существует орнамент разных видов: ленточный орнамент, центрический орнамент, окаймляющий орнамент, геральдический орнамент, а так же орнамент сочетающий в себе несколько видов в сложных комбинациях. Орнаментальные мотивы: растительный, стилизующий листья растений, цветы, фрукты и т. д.; зооморфный, стилизующий фигуры реальных или фантастических животных; орнамент стилизующий человеческие фигуры, архитектуру, оружие и т. д.

 

Орфей (греч. Orpheos). В древнегреческой мифологии сын фракийского царя Эагра и музы Каллиопы. Орфей - певец и музыкант. Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства. Аполлон подарил ему золотую лиру, своей игрой на которой и пением Орфей зачаровывал диких животных, заставлял сдвигаться деревья и скалы. Орфей довел количество струн на лире до девяти . Он участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Много лет провел в Египте, совершенствуя свои познания в области теологии, магии, поэзии и музыки. Орфей был растерзан менадами, насланными Дионисом и превращен в созвездие Коленопреклоненного. Орфей - символ музыки и искусства.

 

Орфизм (франц. orphisme, греч. Orpheos). 1. Мистическое учение в Древней Греции и Фракии возникшее в VI веке до н. э. Орфизм связан с именем легендарного поэта и певца Орфея. Сохранились некоторые эзотерические орфические гимны. Орфики верили в добро и зло, воздаяние за грехи и в бессмертие души человека. Первоначально орфизм являлся народным культом, позднее некоторые элементы этого учения позаимствовали неоплатоники. В христианстве Орфей послужил прообразом псалмопевца Давида. 2. Орфизм - в изобразительном искусстве течение в живописи начала XX века, является переходным от кубизма к абстракционизму. Орфей, как принцип музыкальности всего сущего, стал символом абстрактной живописи.

 

Основа для живописи. В живописи поверхность, на которую наносится красочный слой. Основы для живописи: дерево, холст, фанера, ДВП, картон, бумага, папье-маше, камень, стекло, штукатурка, линолеум и другие материалы. Поверхность основы как правило предварительно обрабатывается и грунтуется. Качественно подготовленная основа влияет на сохранность произведения. Очень хорошо сохраняется живопись на стенах (наскальные росписи, фреска - живопись по мокрой штукатурке и т. д.). Хорошим материалом для живописи является дерево, которое прежде всего нужно защитить от влаги и насекомых (Фаюмский портрет, древне-русские иконы и т. д.). Холст стал употребляться в Западной Европе с XVI века. Холст очень удобный в использовании материал. Его можно натянуть на подрамник любого размера, а затем снять и свернуть в рулон. Холст можно наклеить на другую основу (картон, ДВП, стена, дерево и т. д.). Металл (медные, цинковые или жестяные пластины) очень прочная основа, но достаточно дорогая и плохо выносит перепады температур, поэтому редко используется под живопись маслом (живопись малых голландцев).

 

Отель (франц., англ. hotel, лат. hospitium - приют, пристанище) Во французской архитектуре небольшой частный дом, вилла или особняк. Позднее в более широком значении отель - гостиница , комплекс сооружений (дом, здание, прилегающие постройки) с меблированными комнатами для временного проживания туристов. Отель предоставляет различные дополнительные услуги: уборка, охрана, рестораны, дискотеки, казино, бассейны. Мотель (англ. motel) - отель, ориентированный на туристов, путешествующих на собственном автотранспорте.

 

Отношения. В изобразительном искусстве - качественная характеристика зрительных связей отдельных частей формы. Отношения бывают пропорциональные, тональные, цветовые, масштабные и фактурные.

 

Оттенок. Цветовой оттенок. Тональный оттенок. Градация тона, нюанс, незначительное различие в цвете или тоне. Разнообразие оттеноков обогащает колорит картины, светотеневую моделировку (ахроматический оттенок).То же что валер.

 

Оформление. Вид декоративно-прикладного искусства. Оформление- придание формы чему-либо. При оформлении какого-либо объекта художник-оформитель следует уже заданной композиции интерьера, архитектурного ансамбля, спектакля, выставки, книги и т. д.

 

Офорт (фр. eau-forte азотная кислота) 1.Способ гравирования, при котором углубленные печатные элементы получаются путем многостепенного травления металла азотной кислотой; предварительно медную или цинковую пластину покрывают защитным грунтом, на котором стальной иглой процарапывают штрихи изображения. После протравки пластины в кислоте на месте царапин образуются углубленные печатающие элементы, которые заполняют краской. От времени травления зависит глубина и как следствие насыщенность и контрастность штрихов при печати на бумаге. 2. Разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Известен с начала XVI века. Своего расцвета офорт достиг в XVII веке. 3. Оттиск с доски, гравированной таким образом.

 

Офсет (англ. offset - без набора). Офсетная печать - способ печати тиражных изданий, при котором краска с печатной формы (цинковой, алюминевой и т.д.) передается на промежуточный резервный вал (офсетный цилиндр), а с него на бумагу. Происходит непрерывная подача краски. Изображение на печатной форме получается прямое, анологичное оригиналу. Офсет - наиболее производительный способ печатания многокрасочных изданий.

 

Охра (греч. ochros - бледный, бледно-желтый, желтоватый) . Природный минеральный пигмент, получаемый из глины и содержащий окислы железа, служит для изготовления красок. Цвет охры зависит от химического состава: светло-желтая охра, охра золотистая и темно-желтая охра, охра желтая, охра красная и т. д. Желтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной. Красная охра - смесь безводной окиси железа с глиной (изготавливается путем перетирания красного железняка - гематита или обжиганием жёлтой охры). Охра устойчива к воздействию света и окружающей среды.