Обелиск (греч. obeliskos - вертел, столб) . В архитектуре монументальное каменное сооружение, сужающееся кверху, квадратное в сечении с пирамидально заостренной верхушкой. Первоначально обелиск в Древнем Египте был символом Солнечного культа, прославляющим бога Ра, а в дальнейшем обелиски посвящались фараонам. Египетские обелиски представляют из себя монолиты, установленные по обе стороны от входа в храм. В Древний Рим ввозились египетские обелиски и устанавливались в городах для украшения. В Палестине и Финикии обелиски составлялись из нескольких сегментов. В архитектуре Ренессанса обелиски относительно небольших размеров устанавливались в качестве декоративного элемента и композиционного акцента площадей.
Образ. Форма отражения окружающего мира в сознании человека. Образ - эстетическая, ментальная и мировоззренческая основа для любого вида деятельности человека. Основой любой художественной деятельности является художественный образ. Художественный образ — это образ создаваемый автором художественного произведения, раскрывающий описываемое или изображаемое явление действительности. Отсюда другое значение слова «образ» - икона. От слова образ происходят слова «образец», «изобразить», «изображение».
Обрамление. 1. Декоративный элемент, расположенный по периметру объекта. Обрамление используют для создания завершенного композиционного единства. 2. Обрамление - рама, окантовка.
Обратная линейная перспектива. Вид перспективы, противоположный прямой перспективе. Обратная перспектива применялась в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек схода. Обратная перспектива позволяет показать предмет с разных сторон. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, линии расходятся и масштабы увеличиваются от переднего плана к дальнему. Центром схода линий находится не на горизонте, а на зрителе.
Обсидиан (лат. Obsidianus lapis - камень Обсидия, по имени римлянина Обсидия, привезшего камень из Эфиопии). Горная порода камня, представляет собой природное вулканическое стекло. Обсидиан хорошо полируется, имеет характерный стеклянный блеск и серо-черную или красно-коричневую окраску. Обсидиан используется как добавка к извести, для изготовления темного стекла, как поделочный камень в глиптике и декоративной скульптуре, в качестве термоизоляции. В древности обсидиан применялся для изготовления орудий быта, оружия и для ювелирных украшений.
Объект (лат. objectum - лежащий впереди, objectare - выставлять вперед). Философская категория, обозначающая явление, существующее в реальной действительности помимо и вне зависимости от нашего сознания. Объект - это предмет, явление, процесс, человек, общество, то, на что направлена познавательная или преобразующая активная деятельность субъекта, (производящего действие).
Объем. 1. Количество, вместимость пространства, занимаемого телом или веществом. В отличие от линии, находящейся в двухмерном пространстве, объем трехмерен. Объем тела или вместимость сосуда определяется его формой и размером. Единицы измерения объема - кубический метр, кубический сантиметр, литр, галлон, баррель и т. д. 2. Объем в переносном значении обозначает общее количество чего-либо, например, «объем продаж», «объем фонда», «объем рынка». 3. В изобразительном искусстве объем - трехмерное изобразительное средство, используемое художниками для создания иллюзии пространства на плоскости в графике и живописи. Передача объема входит в круг задач архитекторов и скульпторов.
Овал (франц. ovale, лат. ovum - яйцо, ovatus - яйцевидный) 1. Плоская замкнутая выпуклая гладкая кривая. Эллипс является одной из разновидностей овала (окружность в перспективном сокращении). 2. Вытянутая округлая форма часто встречается в искусстве рококо, классицизме.
Ожерелье (др. русское жерло, жерело - горло, отверстие) 1. Ожерелье. Бусы. Ювелирное изделие, украшение, предмет роскоши, которое надевают на шею, руки или, реже, ноги. Бусы являются разновидностью ожерелья. Бусы могут использоваться в качестве украшения для новогодней елки. Для изготовления ожерелья и бус на нить, леску или резинку нанизывают различные элементы, такие как камешки, жемчуг, ракушки, стеклянные и металлические бусины, драгоценные и полудрагоценные камни, шерсть, нитки и т . д. В древние времена ожерелье изготавливалось из костей и зубов живых существ, являясь военным и охотничим трофеем и имея магическое значение. 2. Ожерелье - деталь одежды в древнерусской одежде. Представляет собой воротник из бархата, парчи или украшенного драгоценными камнями атласа. Ожерелье пристегивалось к верхней одежде.
Оклад. 1. Риза - оклад иконы. Вид декоративно-прикладного искусства. Декоративное, рельефное, защитное, накладное покрытие на иконах, выполненное из металла (медь, латунь, серебро или золото). Оклад покрывает всю иконную доску поверх красочного слоя, оставляя открытыми несколько элементов: лица и руки персонажей, для которых сделаны в соответствуюющих местах прорези. Оклад украшался чеканкой, эмалью, филигранью и драгоценными металлами. 2. Оклад - переплет книги (Библии, летописных книг, книги-кодекса и т. д .), выполненный в драгоценном металле, украшенный бисером, жемчугом, драгоценными камнями, цветными стёклами и т. д. Иногда обивался бархатом.
Олифа (греч. aleipha — мазь, масло). Связующее пленкообразующие вещество растительного происхождения. Способы приготовления олифы просты. Растительные масла (льняное или конопляное) или алкидные смолы подвергаются термической обработке. Для перегонки олифы используют масла в состав которых входит жирная линоленовая(льняномасляная кислота), от количества которой зависит скорость высыхания масла. Масла подразделяются на высыхающие, полувысыхающие и не высыхающие. Не высыхающие масла не содержат линоленовой кислоты. Высыхающие растительные масла в обычной среде окисляются очень медленно. Для ускорения высыхания масло подвергают термообработке с добавлением сиккативов (соединения металлов). При нагревании в масле образуются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов способствуют быстрому высыханию. Современные олифы после нанесения их на поверхность превращаются в твердую и эластичную пленку в течение суток. Олифа является грунтом для дерева, металла, стен и других поверхностей предназначенных под дальнейшую покраску, обеспечивая меньшую степень впитываемости красочного слоя. Олифа защищает деревянные изделия от влаги, гниения и древесных паразитов. Слоем олифы покрывали иконы для предохранения живописи от влияний окружающей среды.
Олово (прусск. alwis - свинец , греч. alfos, лат. albus - белый, лат. Stannum - символ Sn) . Легкий металл серебристо-белого цвета с матовым блеском. При обычных условиях олово — пластичный и ковкий металл, безопасный в соединении с продуктами питания, что способствовало его использованию для изготовления посуды. Олово - легкоплавкий металл. Олово было известно человеку уже в бронзовом веке. Олово в соединении с медью является компонентом бронзы.
Оникс (греч. onixion ноготь) . Полудрагоценный камень, минерал, халцедоновая разновидность кварца. Примеси создают окрашенные слои, расположенные параллельно по отношению друг к другу. Мраморный оникс - кристаллическая разновидность минерала кальцита. Другие его названия: мексиканский оникс или алжирский оникс, имеет зеленый или бело-желтый цвет. Используется в архитектуре в качестве облицовочного камня. Оникс с белыми и черными узорами - арабский оникс. Оникс с красно-коричневыми, оранжево-красными, иногда почти красно-черными и белыми полосами - сардоникс. Карнеолоникс - с красным и белым узором. Халцедон-оникс с белыми и серыми полосами. Оникс может иметь коричневый, коричнево-жёлтый, янтарный, белый с желтоватыми или розоватыми прослойками цвета. Для оникса также характерны слои разных цветов.
Опал (инд. upala - драгоценный камень, греч. opallios, лат. ораlus) . Драгоценный камень , кремнезём, широко используемый в ювелирном деле. Опал бывает бесцветный или с белой, голубой, красноватой, зеленоватой Люминесценцией. Черный опал отливает всеми цветами радуги. Встречаются опалы с бело-молочной, синей окраской, с зеленоватыми и бурыми оттенками. Разновидности опалов зависят от различных свойств: цвета, блеска, прозрачности, твёрдости, примесей.
Оранжевый цвет (нем., франц. orange - апельсин). Цвет промежуточный между красным и желтым цветами спектра, возникает в результате их смешения.
Ордер (лат. ordo – порядок). В архитектуре, определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, структура и художественная обработка этих частей. К несущим частям относится колонна с капителью, базой и иногда с пьедесталом, к несомым – архитрав, фриз и карниз, в совокупности составляющие антаблемент. Классическая система ордеров, получивших название от племен и исторических областей, сложилась в зодчестве Древней Греции: лаконичный дорический ордер с лишенной базы колонной и капителью, состоящей из круглой подушки (эхина) и квадратной плиты (абака); ионический ордер, со стройной, увенчанной капителью с двумя завитками (волютами) колонной; пышный и торжественный коринфский ордер, для которого характерна нарядная капитель, состоящая из вырезанного из камня пучка листьев аканта, обрамленного небольшими волютами. Модификация дорического ордера – тосканский, ионического и коринфского – композитный. Ордерные системы лежат в основе оформления фасадов и интерьеров, способствуют выявлению логики сооружения, организации пространства. Ордерные системы широко применялись в зодчестве Древнего Рима, Возрождения, барокко, классицизма, неоклассицизма и т.д.
Оригинал (лат. originalis - первоначальный). Первоначальный, подлинный. 1. В области изобразительного искусства - подлинник, подлинное авторское художественное произведение в отличие от подделки, копии, слепка или репродукции. Кроме того, в художественной терминологии оригинал обозначает художественное произведение, служащее образцом для копии. В этом смысле слова оригиналом может выступать как подлинная картина, так и копия с нее или даже иллюстрация. 2. В искусстве печатной графики оригинал - каждый печатный оттиск. В скульптуре оригинал - многократно отформованная скульптура, если она отражает авторскую задумку. В издательском деле оригинал - текстовое или графическое произведение, прошедшее редакционно-издательскую обработку и подготовленное для печати.
Ориентализирующий стиль. Ковровый стиль. Протокоринфский стиль - художественный стиль в чернофигурной вазописи Древней Греции VII в. до н. э., сменивший геометрический стиль. Художники использовали мотивы заимствованные с Ближнего Востока. Фигурные изображения господствуют над орнаментальными мотивами. Восточные стилизованные животные сочетаются с фантастическими существами, героями и богами греческой мифологии. Изображение фигур становится более натуралистичным. На вазах изображались грифы, сфинксы, львы и птицы. Свободное пространство заполнялось рисунком. Основными центрами изготовления керамики в ориентализирующем стиле были Коринф, Родос, Самос, Клазомены, Навкратис, Аттика. Формы сосудов коврового стиля заметно отличаются от форм геометрического периода. Вытянутые пропорции ваз меняются низкими, раздутыми, округлыми формами керамики новой эпохи: кратеры, амфоры, ойнохои, килики, арибаллы , бомбилии, пиксиды , блюда. В этих сосудах хранится вода, вина, ароматические масла, косметика и т. д.
Ориентализм. 1. Направление в живописи с использованием сюжетов, символики, мотивов Ближнего Востока, Китая, Индии, Японии и других стран. Изучение Востока, его экзотики сводилось к копированию внешних признаков культуры, при довольно поверхностном представлении о скрытом за формами и символами смысле. Первоначально ориентализм в живописи ограничивался изображением приемных султанов и муфтиев, художники изображали сказочный, воображаемый Восток: Франсуа Буше, Шарль-Амеде Ван Лоо, Жан Оноре Фрагонар, Бонингтона и Жан Огюст Доменик Энгр. В стиле ориентализм работали художники: Фердинанд Виктор Эжен Делакруа, Орас Берне, Теофиль Готье, Анри Реньо, Жан Леон Жером, Теодор Фрер, Альбер Бенар. 2. Ориентализм - восточный, ориентальный оттенок, признак в чем-либо или каком- либо явлении, направлении. Ориентализм стиля.
Орнамент (лат. ornamentum — украшение). Заритмованный узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент является украшением как предметов быта (утварь, орудия и оружие, текстиль, мебель и т. д.), так и архитектурных сооружений (малые архитектурные формы, общественные здания и т. д.). Орнамент тесно связан с формой поверхности, которую он украшает, выявляя ее архитектонику, создавая композиционные акценты. Орнамент стилизует и схематизирует определенные мотивы. Орнамент зачастую имеет символическое, магическое или религиозное значение. Наибольшее развитие орнамент получает в тех регионах, где преобладают условные формы отображения действительности: Древний Восток, Америка (Мексика, Перу, Эквадор и т. д.), Азия (Япония, Китай, Индия, Турция и т. д.). Существует орнамент разных видов: ленточный орнамент, центрический орнамент, окаймляющий орнамент, геральдический орнамент, а так же орнамент сочетающий в себе несколько видов в сложных комбинациях. Орнаментальные мотивы: растительный, стилизующий листья растений, цветы, фрукты и т. д.; зооморфный, стилизующий фигуры реальных или фантастических животных; орнамент стилизующий человеческие фигуры, архитектуру, оружие и т. д.
Орфей (греч. Orpheos). В древнегреческой мифологии сын фракийского царя Эагра и музы Каллиопы. Орфей - певец и музыкант. Образ Орфея присутствует в значительном количестве произведений искусства. Аполлон подарил ему золотую лиру, своей игрой на которой и пением Орфей зачаровывал диких животных, заставлял сдвигаться деревья и скалы. Орфей довел количество струн на лире до девяти . Он участвовал в походе аргонавтов за золотым руном. Много лет провел в Египте, совершенствуя свои познания в области теологии, магии, поэзии и музыки. Орфей был растерзан менадами, насланными Дионисом и превращен в созвездие Коленопреклоненного. Орфей - символ музыки и искусства.
Орфизм (франц. orphisme, греч. Orpheos). 1. Мистическое учение в Древней Греции и Фракии возникшее в VI веке до н. э. Орфизм связан с именем легендарного поэта и певца Орфея. Сохранились некоторые эзотерические орфические гимны. Орфики верили в добро и зло, воздаяние за грехи и в бессмертие души человека. Первоначально орфизм являлся народным культом, позднее некоторые элементы этого учения позаимствовали неоплатоники. В христианстве Орфей послужил прообразом псалмопевца Давида. 2. Орфизм - в изобразительном искусстве течение в живописи начала XX века, является переходным от кубизма к абстракционизму. Орфей, как принцип музыкальности всего сущего, стал символом абстрактной живописи.
Основа для живописи. В живописи поверхность, на которую наносится красочный слой. Основы для живописи: дерево, холст, фанера, ДВП, картон, бумага, папье-маше, камень, стекло, штукатурка, линолеум и другие материалы. Поверхность основы как правило предварительно обрабатывается и грунтуется. Качественно подготовленная основа влияет на сохранность произведения. Очень хорошо сохраняется живопись на стенах (наскальные росписи, фреска - живопись по мокрой штукатурке и т. д.). Хорошим материалом для живописи является дерево, которое прежде всего нужно защитить от влаги и насекомых (Фаюмский портрет, древне-русские иконы и т. д.). Холст стал употребляться в Западной Европе с XVI века. Холст очень удобный в использовании материал. Его можно натянуть на подрамник любого размера, а затем снять и свернуть в рулон. Холст можно наклеить на другую основу (картон, ДВП, стена, дерево и т. д.). Металл (медные, цинковые или жестяные пластины) очень прочная основа, но достаточно дорогая и плохо выносит перепады температур, поэтому редко используется под живопись маслом (живопись малых голландцев).
Отель (франц., англ. hotel, лат. hospitium - приют, пристанище) Во французской архитектуре небольшой частный дом, вилла или особняк. Позднее в более широком значении отель - гостиница , комплекс сооружений (дом, здание, прилегающие постройки) с меблированными комнатами для временного проживания туристов. Отель предоставляет различные дополнительные услуги: уборка, охрана, рестораны, дискотеки, казино, бассейны. Мотель (англ. motel) - отель, ориентированный на туристов, путешествующих на собственном автотранспорте.
Отношения. В изобразительном искусстве - качественная характеристика зрительных связей отдельных частей формы. Отношения бывают пропорциональные, тональные, цветовые, масштабные и фактурные.
Оттенок. Цветовой оттенок. Тональный оттенок. Градация тона, нюанс, незначительное различие в цвете или тоне. Разнообразие оттеноков обогащает колорит картины, светотеневую моделировку (ахроматический оттенок).То же что валер.
Оформление. Вид декоративно-прикладного искусства. Оформление- придание формы чему-либо. При оформлении какого-либо объекта художник-оформитель следует уже заданной композиции интерьера, архитектурного ансамбля, спектакля, выставки, книги и т. д.
Офорт (фр. eau-forte азотная кислота) 1.Способ гравирования, при котором углубленные печатные элементы получаются путем многостепенного травления металла азотной кислотой; предварительно медную или цинковую пластину покрывают защитным грунтом, на котором стальной иглой процарапывают штрихи изображения. После протравки пластины в кислоте на месте царапин образуются углубленные печатающие элементы, которые заполняют краской. От времени травления зависит глубина и как следствие насыщенность и контрастность штрихов при печати на бумаге. 2. Разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»). Известен с начала XVI века. Своего расцвета офорт достиг в XVII веке. 3. Оттиск с доски, гравированной таким образом.
Офсет (англ. offset - без набора). Офсетная печать - способ печати тиражных изданий, при котором краска с печатной формы (цинковой, алюминевой и т.д.) передается на промежуточный резервный вал (офсетный цилиндр), а с него на бумагу. Происходит непрерывная подача краски. Изображение на печатной форме получается прямое, анологичное оригиналу. Офсет - наиболее производительный способ печатания многокрасочных изданий.
Охра (греч. ochros - бледный, бледно-желтый, желтоватый) . Природный минеральный пигмент, получаемый из глины и содержащий окислы железа, служит для изготовления красок. Цвет охры зависит от химического состава: светло-желтая охра, охра золотистая и темно-желтая охра, охра желтая, охра красная и т. д. Желтая охра — смесь гидрата окиси железа с глиной. Красная охра - смесь безводной окиси железа с глиной (изготавливается путем перетирания красного железняка - гематита или обжиганием жёлтой охры). Охра устойчива к воздействию света и окружающей среды.