рус eng

Словарь художественных терминов

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я

Галерея

Гамма цветовая

Гемма

Генуэзская школа

Гератская школа миниатюры

Герма

Глазурь

Глина

Глиптика

Глянец

Гобелен

Гончарная мастерская

Гончарный круг

Горельеф

Готика

Гравюра

Графика

Графит

Гризайль

Грунт

Грунтовать

Гуашь

Гудон

 

 

Галерея (франц. galerie, итал. galla открытый). Полуоткрытое, протяженное помещение с рядом колонн вдоль одной или двух сторон, соединяющее отдельные части здания.


Гамма красочная, гамма цветовая (греч. gamma название греческой буквы, обозначавшей в средневековой теории музыки самый низкий звук для построения звукоряда). В изобразительном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных цветовых оттенков, с одним основным, доминирующим над другими и частично проникающего во все остальные цвета, например: теплая гамма, холодная гамма, серебристая гамма, коричневая гамма, светлая гамма и т. д. Цветовая гамма используется в построении живописных произведений, в декоративно-прикладном искусстве и др.

Гемма (лат. gemma глазок, почка на виноградной лозе). Произведение глиптики, драгоценный или полудрагоценный камень с врезанными (инталия) или выступающими (камея) изображениями. Искусство резьбы на драгоценных камнях (глиптика) получило широкое распространение в античности. Геммы делались маленького размера из твердых пород с использованием прозрачности и многослойности расцветки камня.

Генуэзская школа. Итальянская художественная школа, сформировавшаяся в городе Генуя в XVII веке. Работавшие в Генуе фламандцы, А. ван Дейк и П.П. Рубенс, оказали влияние на местных мастеров. Б. Строцци, соединил традиционную декоративную живопись с размашистой и фактурной фламандской живописью. Мастера Генуэзской школы прославились произведениями пасторального жанра и религиозными композициями. Пасторальные и бытовые сцены, парадные портреты, религиозные и мифологические композиции художников Б. Строцци, Дж. Б. Кастильоне, А. Вассалло, В. Кастелло отличаются живописностью, интересом к бытовым деталям, пейзажу. В архитектуре Генуэзская школа оформилась к середине XVI века ( Г. Алесси, видоизменил структуру городского палаццо, Р. Лураго и другие).

Гератская школа миниатюры. Художественная школа миниатюры Среднего Востока, существовавшая в XV веке в столице государства Тимуридов Герате. Гератская школа оформилась в 1410-е годы, когда была основана придворная мастерская рукописей. Миниатюрам (в основном иллюстрации к рукописным книгам, точно следующими тексту) 1-й половины XV века (художники: Байсункар, Саади) присущи тонкость письма, чистый, иногда построенный на горячих тонах колорит. Книжная иллюстрация использовала как основу стиль традиционной монументальной живописи и прикладного искусства. Фоновые элементы (пышные сады и лужайки с цветами, ручьи и водоемы, архитектура) решались декоративно. Фигуры людей и животных стилизовались, изображались крупно и статично. Книжная миниатюра 2-й половины XV столетия (выдающиеся художники: Кемаледдин Бехзад, Касим Али) отличается разнообразием сюжетов, многофигурностью и многоплановостью. Гератская школа миниатюры закончила свое существование после завоевания Герата в 1507 Шейбани-ханом.

Герма (греч. hermes подпора, столб). В Древней Греции первоначально культовый символ бога Гермеса в форме статуи: представляет собой четырехгранный деревянный или каменный (чаще мраморный)столб с рельефом или столб, изображающий фигуру, увенчанный скульптурной головой бога. Особенно подчеркивался фаллос. В более поздний период нижняя часть столба раздваивалась, изображая ноги, намечались руки. Гермы устанавливались на дорогах из Афин с указанием расстояний и рельефами популярных изречений нравоучительного характера. В эпоху классицизма гермы превратились в постаменты с портретами выдающихся общественных деятелей, поэтов и философов, скульптурные бюсты богов и героев. Встречаются гермы с двойными портретами. Поздние Гермы послужили прообразом композиции скульптурного портрета.

Глазурь ( нем. glasern стеклянный, франц. glace лед, стекло, зеркало). 1. Стеклостекловидное покрытие на поверхности керамического изделия, придающее водонепроницаемость и блеск глиняному изделию. 2. Глазурь- исходный материал (или смесь материалов), представляющий из себя стеклообразный порошок, замешанный на воде, который после нанесения на керамическое изделие подвергается обжигу и образуют соответствующее покрытие. При повторном обжиге глазурь остекловывается и прочно соединяется с поверхностью керамического изделия (глазуровочный обжиг). Для окрашивания глазури или росписи изделий глазурными красками в состав стекловидной массы добавляют минеральные огнестойкие красители (гл.о. окислы металлов).

Глина (греч. glynos клей). Мелкозернистое вещество, осадочная горная порода, пылевидная в сухом состоянии, пластичная при увлажнении. Глина состоит из одного или нескольких слоистых минералов: каолинита (происходит от названия местности Каолин в Китае), глинистые минералы, органические вещества, окислы металов и другие примеси (песчаные и карбонатные частицы и т.д.). Как правило породообразующим минералом в глине является каолинит, он состоит из оксида кремния, оксида алюминия и воды. Большинство глин — серого, белого, красного, жёлтого, коричневого цветов. Глины в соединении с водой образуют пластичную массу. После высыхания масса затвердевает, сохраняя приданную ей форму. После обжига глина становится твердой. Керамика- изделия из обожженой глины.

Глиптика (греч. glyptike, от glypho  вырезаю). Искусство резьбы на драгоценных или полудрагоценных камнях, слоновой кости, стеклу. Гемма- резной камень.

Глянец (нем. glanz сияние, блеск). Блестящая поверхность предмета, получаемая полировкой, лакировкой, глазурованием.

Гобелен (франц. gobelin). Вытканная вручную декоративная ткань (мебельная обивка, драпировка или настенная ковер-картина). В первоначальном значении гобелен – изделие действующей поныне парижской мануфактуры, основанной как Королевская мануфактура в 1662 в Париже, в квартале Гобеленов, названном по фамилии красильщиков тканей, работавших там с XV столетия. Гобелены ткались на специальных ручных станках из цветных шерстяных и шелковых нитей отдельными участками, которые затем сшивались тонкой шелковой нитью. Рисунки (картоны) для гобеленов с историческими, мифологическими, религиозными и бытовыми сюжетами создавали ведущие живописцы Франции: в XVII веке Ш. Лебрен, в XVIII веке – Ф. Буше, Ж.Б. Удри. В XIX веке качество гобеленов снизилось. Качественные гобелены изготовлялись в мастерских Обюссона. Постепенно количество цветов для гобеленов сократилось с нескольких тысяч до сотни. В начале XX века картоны для гобеленов создавали А. Матисс, Ф. Леже. С 1960-х годов техника изготовления гобеленов изменилась, используются декоративные вставки, аппликации, коллаж, плетение, местами используется фактура ткани-основы под гобелен. Наряду с натуральными материалами используются синтетические.

Гончарная мастерская. Мастерская по изготовлению гончарных изделий.

Гончарный круг. Техническое приспособление, на котором гончар вручную формует глиняное изделие. Гончарный круг появился впервые в конце четвертого тысячелетия до н.э. Он состоит из деревянного круга, вращающегося на вертикальной оси с ручным или ножным приводом. Гончарный круг позволяет изготавливать сосуды симметричными относительно вертикальной оси со стенками равномерной толщины, что способствует равномерному затвердеванию при обжиге (керамика).С помощью вращающегося круга можно нарисовать на сосуде орнамент в виде ровных концетрических поясов. Ручки, носики и рельефные декоративные детали прикрепляются отдельно.

Горельеф (франц. haut-relief высокий рельеф). Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Готика. Готический стиль (итал. gotico, лат. Gothi готы). Художественный стиль в западноевропейском искусстве XII-XV веков, названный по имени германских племен (готы). Готический стиль возник на основе романского стиля и традиционного германского искусства. В стиле готика построены кафедральные соборы. С ним также связаны искусство резьбы по камню и дереву, скульптура и витражи. Готический стиль нашел свое отражение и в живописи.  
Гравюра (франц. gravure, франц. graver вырезать, создавать рельеф). Вид графического искусства, в котором изображение является печатным оттиском рельефного или углубленного рисунка , выполняемого различными приемами гравирования на поверхности специальной пластины из металла (медь, сталь, цинк), дерева или линолеума. Рисунок наносится специальными резцами (штихелями) или травлением кислотой. 2. Гравюра - пластина на которой награвировано изображение (металлические печатные формы; в цветной гравюре, кьяроскуро — несколько досок). Используется для тиражирования изображения путём печати с её рельефных поверхностей. Каждый оттиск с печатной формы считается авторским произведением. 3.Гравюра - оттиск с гравированной пластины.

Графика (греч. graphike, grapho пишу, черчу, рисую). 1. Вид изобразительного искусства, основанный на рисунке, выполненном основными изобразительными средствами: линииями, штрихами, пятнами и точками, нанесенными на лист бумаги. Графика делится на два вида: рисовальную (рисунок), изображение нарисовано самим художником и печатную: гравюра, литография.  2. Печатные художественные изображения, в основе которых лежит такой рисунок (гравюра, литография). Цвет в графике играет вспомогательную роль.
Станковая графика. Вид графического искусства, не связанный функционально с конкретным местом или декорируемой поверхностью. Небольшие графические работы выполняются художником на мольберте или станке, отсюда и название: станковая графика.  
Книжная графика - один из видов графического искусства. К ней относятся: книжные иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложки, и т. д. С рукописной книгой с древности и средних веков во многом связана история рисунка (Гератская школа миниатюры, Тебризская школа миниатюры и др.) а с печатной книгой - развитие гравюры и литографии. В древнем мире появился шрифт, также относимый к графике, поскольку сама по себе буква является графическим условным знаком на плоскости листа, как и линия, точка, пятно.

Графит (греч. grapho - пишу). 1. Минерал темно-серого или черного цвета, природная разновидность углерода. Применяется для изготовления карандашных стержней. Графит при соприкосновении с бумагой, холстом или другой поверхностью оставляет серебристый след. Графитный карандаш начал применятся с конца XVIII века, когда впервые его изготовили путем обжига графита и глины для твердости. 2. Стержень внутри карандаша, грифель.


Гризайль (фр. Grisaille от gris — серый). Монохромная живопись, монохромная роспись (монохромия), выполненная оттенками одного цвета, обычно серого или коричневого. Техника гризайли широко использовалась в станковой живописи, а также при декоративной росписи интерьера. Гризайль в искусстве классицизма имитирует рельеф с помощью изображения светотени.

Грунт (нем. Grund почва, основа). Физическая, химическая, механическая и эстетическая доработка основы (холст, дерево, картон или метал). Поверх основы наносят тонкий подготовительный слой специального состава, чтобы обеспечить сцепление красочного слоя, ограничить интенсивное впитывание связующего вещества красок, придания желаемой фактуры и тона. Основа сначала проклеивается, а затем поверх наносят грунт в несколько слоев. Существуют разные виды грунтов: масляный грунт, полумасляный грунт, эмульсионный грунт, акриловый грунт, синтетический грунт, клеевой грунт. Акриловые грунты наиболее простые в применении. Акриловый грунт - быстросохнущий, он легко окрашивается в любой цвет с помощью добавления к нему акриловых красок. Грунты делят по свойствам на впитывающие и слабо впитывающие.

 

Грунтовать. Покрывать грунтом.

 

Гуашь (фр. Gouache, итал. guazzo водная краска). 1. Непрозрачная краска, растертая на воде с клеем (гуммиарабик или декстрин) и примесью белил. Возникла как разновидность акварели. Гуашевая краска образует на поверхности картины плотный слой. Из-за наличия белил, выполненная гуашью живопись при высыхании высветляется и приобретает матовую бархатистость. Гуашь - кроющая, корпусная краска, то есть способная перекрывать темные тона светлыми и наоборот. 2. Гуашь - живопись, исполненная с помощью гуашевых красок. Гуашь была известна в Древнем Египте, античном мире, средневековых Европе и Азии. Художники применяют технику гуаши для эскизов, картонов и других подготовительных работ, а также для портретных и книжных миниатюр, натюрмортов, пейзажей и т.д.

Гудон - экорше.